+7 (499) 270-04-47
07.05.2018

"Громкость отзыва лицензии не влияет на добросовестность". Комментарий Ирины Мостовой, партнера «НАФКО-Консультанты», для «Коммерсант».

Наличие проблем у крупных банков всегда широко освещается в СМИ. И поэтому налоговики нередко видят злой умысел в уплате налогов через такой банк незадолго до отзыва лицензии. Однако клиенту Татфондбанка удалось убедить суд, что даже широкое освещение в СМИ проблем кредитной организации не лишает его права в установленный срок заплатить НДФЛ с зарплаты сотрудников. Эксперты отмечают, что принятое решение будет важным аргументом в спорах с налоговиками для клиентов банков с громкими отзывами.

На днях было обнародовано решение Арбитражного суда Поволжского округа, в котором он признал право ЖК «Центр» заплатить налоги в бюджет через Татфондбанк незадолго до введения временной администрации даже при наличии множества публикаций в СМИ о проблемах банка.

Как следует из материалов дела, компания 9 декабря 2016 года перечислила 102 тыс. руб. налога на доходы физлиц (НДФЛ), который был удержан с зарплаты сотрудников за ноябрь. Деньги до бюджета не дошли, 15 декабря в банк была введена временная администрация, а 3 марта 2017 года лицензия у банка была отозвана. Налоговики сочли, что организация была хорошо осведомлена о проблемах банка и умышленно перечислила средства через него. Считать налог уплаченным налоговики отказались, но компания оспорила эти действия. Отстаивая свое мнение, ИФНС ссылалась на множество негативных публикаций в СМИ, из которых клиент должен был узнать о тяжелом финансовом состоянии банка. В частности, налоговики указывали на заметку “Ъ” от 7 декабря 2016 года, в которой упоминалось, что «с прошлой недели банк испытывает сложности с проведением платежей». По мнению налоговиков, данной информации клиенту банка должно быть достаточно для правильных выводов. Однако суд указал, что фраза журналиста вовсе не является доказательством отсутствия средств на корсчете банка и что приведенная в заметке информация о наличии банка в топ-50 и планах по его санации, напротив, говорила о платежеспособности банка. Кроме того, суд отметил, что сайт “Ъ” не является официальным источником информации о проблемах Татфондбанка. Веским аргументом стал и тот факт, что компания платила налог в срок и без переплат, а также уже после направления платежки в бюджет совершила еще одну операцию — сняла со счета наличные. В итоге суды всех трех инстанций стали на сторону компании.

Но даже до рассмотрения в ВС решение суда имеет большое значение. Опрошенные эксперты сошлись во мнении, что как минимум клиентам Татфондбанка, кто в тот же период переводил зарплатные налоги, данное решение почти гарантирует победу .По мнению экспертов, данное решение может быть использовано клиентами и других банков с громким отзывом лицензии, например банка «Югра», о проблемах которого также было множество публикаций. «Суд указывает на то, что налогоплательщик, поручая банку исполнение налогового платежа до публикации официального сообщения о невозможности его исполнения, не мог знать о том, что платеж не будет осуществлен,— отмечает партнер юридической компании "НАФКО-Консультанты" Ирина Мостовая.— Публикации же в СМИ содержат лишь предположения о наличии у банка проблем».

Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/3622036

все Комментарии экспертов