×
Заказать бесплатную консультацию
Ваше имя
Ваш телефон
Отправить
“Авиапассажиру вернули средства за сломанные зубы”. Комментарий Павла Иккерта, партнера «НАФКО-Консультанты», для «Коммерсант»

Пассажиру компании «Аэрофлот» удалось отсудить в Мосгорсуде у перевозчика и «АльфаСтрахования» компенсацию в 153 тыс. руб. за ужин, в результате которого было сломано два зуба. Истец счел причиной травмы на борту рейса Москва—Тель-Авив в мае 2015 года кусок керамики в бортовом питании, который пассажир не заметил. Представители авиакомпании отмечают, что в суд пассажир обратился спустя более года после перелета. Эксперты считают, что отсудить компенсацию помогло фиксирование инцидента бортпроводником, но сетуют, что российские суды редко присуждают в подобных делах значимые суммы компенсации морального вреда.

Предметом разбирательства стал инцидент, происшедший в мае 2015 года на рейсе SU 504 Москва—Тель-Авив компании «Аэрофлот». Пассажир Антон Чернин на ужине получил десерт с осколком керамической чашки: не заметив его, он надкусил еду, сломав два зуба и повредив десну. По прилете господину Чернину зашили десну и установили зубные коронки в тель-авивском Центре базальной имплантологии за 6,2 тыс. шекелей (сейчас около 100 тыс. руб.). Пострадавший пытался предъявить счет «Аэрофлоту» и его страховщику из «АльфаСтрахования», а затем обратился в Хамовнический райсуд Москвы. Он попросил взыскать стоимость услуг стоматологов со страховщика и 100 тыс. руб. компенсации морального вреда с перевозчика.

Так, перевозчик представил экспертизу компании «Стом Лайн-М» о том, что рот истца сфотографирован в ходе планового визита к стоматологу-протезисту. Примечательно, что происшествие на авиарейсе зафиксировал стюард: в акте «сбойной ситуации» записана жалоба на стекло в десерте, пострадавшему «принесены извинения и выписан купон “Аэрофлот-Бонус”». При этом юристы перевозчика заявили суду, что никаких травм у пассажира бортпроводник не заметил, а сам истец их по прилете в аэропорту Тель-Авива не оформил. Наконец, позиция «АльфаСтрахования» сводилась к невозможности выплат из-за отсутствия справки об инциденте от перевозчика.

Суд удовлетворил иск частично, взыскав с ответчиков 153 тыс. руб., в том числе 79 тыс. руб. возмещения услуг стоматологов c «АльфаСтрахования» и 10 тыс. руб. компенсации морального вреда с «Аэрофлота». В ноябре 2017 года решение подтвердил Мосгорсуд: в его определении особо отмечено, что истец не имел другой возможности зафиксировать происшествие, кроме обращения к стюарду, тогда как перевозчик должен был отметить «факт причинения вреда либо его отсутствие», но этого не сделал.

В «Аэрофлоте» заявили, что «при погрузке питания факт повреждения посуды не фиксировался, а сам пассажир не обращался к экипажу за оказанием медпомощи и с претензиями к бортовому питанию». В авиакомпании обратили внимание, что в суд истец обратился лишь более чем через год после полета. Источник “Ъ” в перевозчике удивлен решением суда. «Может возникнуть почва для злоупотреблений. Пассажир мог сломать зуб где угодно, а в суде представить это как получение травмы на борту»,— пояснил он. В «АльфаСтраховании» напомнили, что являются страховщиками ответственности «Аэрофлота»: «Решение о дальнейших действиях правового характера с истцом будет принимать перевозчик». В «Аэрофлоте» добавили, что не согласны с решением суда, но обжаловать его в кассационной инстанции не будут.

Адвокат истца Максим Петров «приятно удивлен позицией суда о том, что бремя доказательства лежит на перевозчике, а не на пострадавшем». По этой же причине интересным решение называет и партнер юридической компании «НАФКО-Консультанты» Павел Иккерт. «Любое решение в пользу потребителя позволяет сформировать судебную практику, что стимулирует предпринимателей повышать стандарты оказания услуг»,— рассуждает он.

Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/3523153

Получить бесплатную консультацию

Отзывы о нас

Наши достижения

Компания «НАФКО» отмечена как приоритетная при сотрудничестве и рекомендована к программе «Лучшее предприятие отрасли 2020»
Компания «НАФКО» заняла 36 место в рейтинге 100 лучших юридических компании Росси, по версии делового интернет-журнала White Square Journal
Юридическая фирма «НАФКО» вновь отмечена Chambers and Partners Europe 2020 в категории Energy & Natural Resources
Юридическая компания ,,НАФКО,, отмечена международным рейтингом Chambers Europe 2019, раздел Energy & Natural Resources
По результатам международного рейтинга Chambers Europe 2018 юридическая компания «НАФКО» рекомендована в разделе Energy & Natural Resources. В 2017 году компания была отмечена в разделе «Разрешение споров» (Dispute Resolution: Domestic).
Новый корпоративный сайт «НАФКО» занял 2-ое место в номинации «Самый полезный сайт юридической фирмы – 2017» по версии журнала Legal Insight.
Юридическая компания «НАФКО» на протяжении нескольких лет является лидером рейтинга Право.ru-300 по направлениям «Налоговое право и налоговые споры», «Арбитражное судопроизводство».
Международный рейтинг IFLR1000 рекомендует юридическую компанию «НАФКО» в области «Энергетика и инфраструктура».
В рамках проведенного ИД «КоммерсантЪ» исследования юридического бизнеса в 2016 г. компания «НАФКО» отмечена в рейтинге лучших отраслевых практик в разделе «Электроэнергетика», а также в рейтинге лучших юридических практик в разделе «Разрешение налоговых споров».
Юридическая компания«НАФКО» с 2015 года является членом Палаты налоговых консультантов.
Юридическая компания «НАФКО» получила награду International Star for Leadership in Quality Award, учрежденную независимой компанией Business Initiative Directions, за выдающиеся успехи в бизнесе, высокий уровень мастерства и флагманские позиции в области качества.
Юридическая компания «НАФКО» удостоена статуса «Лидер России 2013», заняв 11-е место в ТОП-50 предприятий-лидеров деятельности в области права по данным Национального бизнес-рейтинга.
Юридическая компания «НАФКО» стала победителем всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций России - 2012», организованного Международным форумом «Инновации и Развитие», в номинации «Лучшее предприятие в сфере оказания правовых услуг в области энергетики».

Наши клиенты