От Booking.com требуют оставить российским гостиницам их цены.
Затянувшееся противостояние российских отельеров с Booking.com вынудило участников рынка сформулировать свой вариант поправок к закону о туризме, регулирующему деятельность платформ онлайн-бронирования. «Опора России» предложила Федеральной антимонопольной службе (ФАС) добавить в документ пункт о запрете на установление паритета цен. Сейчас это правило запрещает гостиницам продавать номера дешевле цен, указываемых на специализированных сервисах. Но даже в случае введения жестких ограничений Booking.com все равно сможет диктовать отельерам свои условия из-за низкой конкуренции, предупреждают юристы.
«Опора России» сформулировала свои предложения по внесению поправок в закон об основах туристской деятельности в части регулирования работы систем онлайн-бронирования средств размещения и направила главе ФАС Игорю Артемьеву. Вице-президент «Опоры» Алексей Кожевников добавил, что в дальнейшем бизнес планирует обсуждать предложенные поправки с депутатами Госдумы для вынесения их на рассмотрение. В ФАС на запрос “Ъ” оперативно не ответили.
В проекте поправок, который есть в распоряжении у “Ъ”, «Опора» предлагает внести в закон понятия «платформа онлайн-бронирования» и «оператор платформы онлайн-бронирования». В части требований к деятельности последних бизнес-сообщество считает целесообразным закрепить запрет на паритет цен: в этом случае онлайн-площадки не смогут запрещать средствам размещения продавать номера дешевле, чем указано на сайтах сервисов. Одновременно законопроектом запрещается применение любых способов, стимулирующих соблюдать это условие.
Именно условие по паритету цен сейчас дает платформам бронирования отелей возможность гарантировать клиентам лучшую цену на размещение, более выгодные условия отельеры не могут предоставлять даже на собственных сайтах.
Проект «Опоры России» предполагает, что условия бронирования определяются средствами размещения самостоятельно и могут различаться на разных платформах. Одновременно участники рынка добиваются, чтобы операторы онлайн-площадок предоставляли в свободном доступе данные о порядке ранжирования средств размещения на платформах.
Свой вариант поправок к закону «Опора России» сформулировала на фоне разбирательств с Booking.com. В конце 2019 года ФАС возбудила в отношении Booking.com B.V. антимонопольное дело.
Поводом стало неисполнение компанией выданного в ноябре прошлого года предписания отказаться требовать от контрагентов соблюдать правило паритета цен. По действующим нормам, максимальный срок рассмотрения таких дел — девять месяцев, то есть решение должно быть принято в сентябре 2020 года. По оценкам «Опоры», Booking.com формирует 70% российского рынка бронирования гостиниц. В своем письме Игорю Артемьеву организация указывает, что доминирующее положение приводит к снижению конкуренции между онлайн-платформами, самими гостиницами и турагентами. Это неминуемо приводит к повышению стоимости размещения на фоне комиссии в размере 15–31% от цены бронирования. В качестве аргумента «Опора России» указывает на то, что похожие ограничения, которые организация предлагает для онлайн-платформ по бронированию отелей, год назад утвердил Европарламент и Совет ЕС.
В Booking.com не ответили на запрос “Ъ”. Представители двух других аналогичных онлайн-площадок на условиях анонимности пояснили, что мера не затронет их бизнес и, скорее, будет стимулировать появление на рынке конкуренции. «Во многих странах это законодательно закрепленная практика, а у нас до сих пор иностранный игрок диктует местному бизнесу правила»,— сетует один из них.
Хотя старший партнер Pen & Paper Валерий Зинченко отмечает, что ключевая проблема в отношениях отельеров с Booking.com — отсутствие конкуренции: если ее не будет, то на стороне площадки останется преимущество в переговорах, как и возможность навязывать паритет цен даже при внешнем соблюдении ограничений.
Партнер НАФКО Павел Иккерт соглашается, что платформа может создавать дополнительные преграды для бизнеса даже при введении жестких ограничений, например, понижая средства размещения в рейтинге и делая менее заметными для потребителя. «Работа онлайн-посредников должна быть также скорректирована в отношении политики давления на покупателя,— считает партнер “Рустам Курмаев и партнеры” Дмитрий Горбунов.— Пометки на сайте “остался только один номер” и “гарантия лучшей цены” — фразы, которые побуждают к импульсивным бронированиям, это не вяжется с соблюдением интересов потребителей».
Ссылка на публикацию: https://www.kommersant.ru/doc/4379881?from=main_3