Управление по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC) Минфина США в ночь с 28 на 29 января ввело санкции против венесуэльской компании PDVSA.
PDVSA — не только крупнейшая нефтедобывающая компания Венесуэлы, ей также принадлежит американский нефтеперерабатывающий холдинг Citgo Petroleum, владеющий тремя НПЗ в США суммарной мощностью 749 тыс. барр. нефти в сутки.
Теперь американские компании, покупающие венесуэльскую нефть, обязаны перечислять деньги за ее оплату на заблокированный счет компании в США, доступа к которому нет у действующего президента страны Николаса Мадуро и его администрации. Citgo сможет продолжить работу при условии, что получаемые им деньги также останутся на заблокированных в США счетах.
Санкции против PDVSA — это фактически эмбарго на поставки венесуэльской нефти в США. Поставки могут продолжаться лишь до конца апреля 2019 года, поскольку ограничения не касаются уже закупленной нефти. Неамериканские контрагенты PDVSA и ее «дочек», заключившие с ними контракты до 28 января 2019 года, получат в рамках этих договоров разрешения на некоторые виды деятельности, но и им предписано до 29 марта выйти из активов компании.
OFAC также выпустил лицензии, разрешающие американской нефтяной компании Chevron и нефтесервисным подрядчикам Halliburton, Schlumberger и Baker Hughes вести деятельность с PDVSA до 27 июля 2019 года. Министр финансов Стивен Мнучин США также заявил, что администрация США будет выдавать временные лицензии, позволяющие проводить «некоторые транзакции» с PDVSA.
США обещают снять санкции с PDVSA, если власть в Венесуэле, а вместе с ней и контроль над компанией отойдут и.о. президента Хуану Гуаидо.
Чем рискует «Роснефть»
По расчетам агентства Reuters, сделанным в августе 2017 года, с 2006 года правительство России и «Роснефть» предоставили Венесуэле кредиты или кредитные линии на общую сумму не менее $17 млрд. Из-за возможности смены власти в стране есть риск их потерять. Во вторник, 29 января, заместитель министра финансов Сергей Сторчак выразил опасения на счет выплаты Венесуэлой более $100 млн в виде процентов по ранее выданным госкредитам на $3 млрд (этот платеж назначен на март).
«Роснефть» — крупнейший российский инвестор в Венесуэле. Она владеет долями в пяти совместных предприятиях с PDVSA по геологоразведке и добыче нефти на шельфе и суше этой страны. У компании также есть газоразведочный проект в Венесуэле на месторождениях Патао, Мехильонес и Рио Карибе с геологическими запасами 180 млрд куб. м. «Роснефть» в 2017 году сообщала о получении лицензий на 30 лет с правом экспорта газа с перспективой производства сжиженного природного газа.
«Роснефть» выделяла венесуэльской компании средства, а та, в свою очередь, обеспечивала погашение авансовых платежей в виде поставок нефти и нефтепродуктов. Общая сумма выданных средств составляла около $6 млрд. В конце 2018 года «Роснефть» сообщала, что долг PDVSA сократился до $3,1 млрд, венесуэльская компания обещала его погасить поставками нефти.
Однако эти поставки задерживаются из-за проблем в венесуэльской нефтяной промышленности, которые начались еще до введения американских санкций. В апреле 2018 года «Роснефть» и PDVSA подписали соглашение о рефинансировании долга, по которому венесуэльская компания обязалась поставлять «Роснефти» больше нефти в счет просроченных поставок — из расчета примерно 380 тыс. барр. в день вместо прежних 310 тыс. барр., по данным Reuters. А вся добыча Венесуэлы сейчас составляет 1,17 млн барр. в день и может снизиться до 370 тыс. барр. в день к концу 2019 года при наихудшем развитии событий из-за санкций и прочих риск-факторов, считает банк Barclays. Это значит, что PDVSA будет крайне сложно выполнять обязательства перед «Роснефтью».
В ноябре 2016 года швейцарская «дочка» «Роснефти» Rosneft Trading также получила залоговые права на 49,9% акций Citgo в качестве обеспечения по кредиту на сумму около $1,5 млрд, выданному Венесуэле в 2016 году.
Санкции против PDVSA создают риски аннулирования любых инвестиций, если самопровозглашенный президент Венесуэлы сможет прийти к власти, сказал РБК руководитель практики разрешения споров юридической фирмы Art de Lex Артур Зурабян. Для инвесторов в нефтедобычу Венесуэлы есть риск попасть под первичные или вторичные санкции со стороны США.
Партнер юридической компании «НАФКО» Павел Иккерт отметил, что документ OFAC не предполагает введения вторичных санкций в отношении контрагентов PDVSA, как это было в случае с UC Rusal и En+. Американские НПЗ теоретически могут продолжить использовать поставляемое сырье, а «Роснефть» — рассчитывать на то, что PDVSA будет продолжать поставлять нефть в качестве погашения долга, но без использования счетов в США, сказал он.
Иккерт полагает, что до тех пор, пока «Роснефть» остается залогодержателем акций американского Citgo, актив нельзя продать, однако введение американских санкций может его существенно обесценить. Эта доля и соответственно залоговые права на 49,9% Citgo заблокированы, потому что Citgo теперь под санкциями, подтверждает бывший старший советник OFAC Брайан О’Тул.
Подробнее: www.rbc.ru/business/29/01/2019/5c5056db9a794790796a92b2