Верховный суд России в понедельник отменил решения нижестоящих судов и вернул на новое рассмотрение дело вкладчика банка «Унифин» Рашита Сайфутдинова. Тот снял деньги со счета за четыре дня до отзыва лицензии у банка, выдачу ему денег успешно оспорило Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
11 февраля 2016 г. Сайфутдинов получил в кассе банка $39 850, 25 350 евро и 2,6 млн руб., 15 февраля Центробанк отозвал у банка лицензию. АСВ, как конкурсный управляющий банка, сочло, что Сайфутдинову было оказано предпочтение перед другими кредиторами банка – на момент выдачи денег «Унифину» уже не хватало средств, чтобы исполнять поручения других клиентов, говорится в материалах дела. Суды позицию АСВ поддержали.
Вкладчик оспорил их решения в Верховном суде: деньги он получил 11 февраля, а заявку подал 26 января. Кроме того, сказано в материалах дела, банк не исполнял требований юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а вкладчик – кредитор первой очереди, так что о предпочтении говорить нельзя. Сайфутдинов не знал о финансовых проблемах банка, заверил представитель вкладчика «Интерфакс», а деньги снял на покупку квартиры.
Дело Сайфутдинова далеко не единственное в таком роде: АСВ массово оспаривает снятие денег вкладчиками обанкротившихся банков, сообщал «Коммерсантъ» и называл Военно-промышленный банк и Татфондбанк.
Представители АСВ и Верховного суда «Ведомостям» не ответили.
АСВ оспаривает выдачу денег, когда подозревает, что отдельному кредитору банка оказано предпочтение, и таким образом исполняет закон, который трактует эту деятельность как обязанность конкурсного управляющего, говорила в феврале директор экспертно-аналитического департамента АСВ Юлия Медведева. Если агентство не будет исполнять эти обязанности, к нему могут быть предъявлены иски о компенсации ущерба, причиненные бездействием, объясняла она: «При принятии решения об обращении в суд агентство не оспаривает все подряд, а очень внимательно отбирает действительно сомнительные операции и сделки». С 2015 по 2017 г. АСВ выявило случаи предпочтительных расчетов с кредиторами в 160 из 195 обанкротившихся банков, в основном в интересах физических лиц, подчеркивала Медведева. Число исков, которые агентство подало, подозревая предпочтение при расчетах с кредиторами, не превышает 2–3% от количества кредиторов первой очереди, сообщала она, а оспаривание сомнительных сделок за последние три года пополнило конкурсную массу почти на 7 млрд руб. живых денег.
Верховный суд рассмотрел конкретный спор и вынес судебный акт с учетом обстоятельств конкретного дела, подчеркивает партнер компании «НАФКО-консультанты» Ирина Мостовая, это не станет основанием для пересмотра других споров вкладчиков банков-банкротов с АСВ. «Позицию Верховного суда нижестоящие суды учтут при рассмотрении споров данной категории, особенно если обстоятельства дел будут схожи, – уверена она. – Можно рассчитывать, что суды обратят внимание на позицию Верховного суда, которой уже давно все ожидали».
Подробнее: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2018/03/27/754983-verhovnii-sud-asv