Виктор Вексельберг, попавший в санкционный черный список — SDN List — управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США 6 апреля вместе со своей группой «Ренова», намерен оспорить это. «Моя позиция проста: санкции незаконны и несправедливы, буду судиться»,— заявил он 15 октября. Затем представитель «Реновы» Андрей Шторх пояснил, что господин Вексельберг все же намерен сначала обратиться в само OFAC, а не обжаловать санкции в суде. По его словам, уже работает команда юристов, но деталей в «Ренове» не раскрывают.
Поскольку санкции распространяются на все активы, в которых фигуранты SDN List владеют эффективной долей от 50%, Виктор Вексельберг снижал свое присутствие в компаниях, даже в тех, где у него не было контрольного пакета. Так, швейцарская Sulzer выкупила 15,24% своих акций у «Реновы», доли группы и господина Вексельберга в других активах (швейцарские Oerlikon и Schmolz + Bickenbach, российские ЭПМ, «Т Плюс», «Хевел») снизились благодаря росту долей миноритариев. Использовались обмены долей и выдача акций по «мотивационной программе», что позволяло избежать проблем с банковскими проводками. Но банки Швейцарии заморозили около 1 млрд швейцарских франков на счетах Виктора Вексельберга, а Промсвязьбанк прокредитовал рефинансирование долгов «Реновы» перед западными банками.
Партнер компании «НАФКО-Консультанты» Ирина Мостовая говорит, что случаев успешного оспаривания включения в SDN List еще нет в силу «юности» закона CAATSA («О противостоянии противникам Америки посредством санкций»), принятого год назад. По ее мнению, обжаловать санкции США в американских же судах «нет смысла, тем более что спор будет затяжным и недешевым».
Более эффективным способом, продолжает госпожа Мостовая, является диалог с Минфином США: «Пример Олега Дерипаски показывает, что переговоры имеют смысл. OFAC уже несколько раз сдвигал сроки закрытия сделок с участием En+. Поэтому это единственный очевидный способ если не снятия санкций, то как минимум смягчения их негативного эффекта». Есть ли планы по оспариванию санкций у Олега Дерипаски, его представитель не говорит. Сейчас En+ бизнесмена обсуждает с Минфином США вариант, при котором господин Дерипаска может передать часть своих акций En+ в слепой траст под управлением американского банка, сообщало Bloomberg.
Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/3771749