Белгородскому бизнесмену отказали в строительстве под Курском автосервиса за 130 млн рублей.
Курский Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени Алехина одержал первую победу в споре с бизнесом о строительстве в охранной зоне. Арбитражный суд Курской области отказал белгородскому предпринимателю Сергею Клейменову, требовавшему от учреждения согласовать строительство сервисного центра MAN стоимостью 130 млн руб. возле трассы М-2. Суд поддержал позицию учреждения о том, что из охранной зоны исключена только автодорога, а вблизи нее строительство невозможно. Господин Клейменов собирается обжаловать решение.
21 мая арбитражный суд Курской области отказал в удовлетворении требований Сергея Клейменова к ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный заповедник». В иске бизнесмен просил обязать учреждение согласовать проектирование и строительство «комплекса дорожного сервиса» на 2,7 га в деревне 1-е Цветово Курского района. Участок находится возле нескольких транспортных развязок у трассы М-2 и отходящего от нее обхода Курска в сторону Воронежа, в 5 км от южной границы облцентра.
Как начинался спор о строительстве сервисного центра
Речь шла о возможном строительстве сервисного центра MAN площадью 2 тыс. кв. м. В объект бизнесмен планировал вложить 130 млн руб. Но заповедник, получив обращение господина Клейменова, отказал в согласовании проекта на основании того, что участок под объект входит в буферную зону. Предприниматель пояснял “Ъ-Черноземье”, что не согласен с позицией учреждения, поэтому вынужден был обратиться в суд: «Какой там может быть заповедник? Идет дорога М-2, рядом кладбище, везде машины ездят. Недалеко согласовано строительство крематория. Мы обращались к московским экологическим компаниям для оценки нашего проекта, они не видят оснований для отказа».
Мотивировочная часть решения арбитражного суда, поддержавшего аргументы учреждения, пока не опубликована. Но заповедник приводит схожие аргументы во всех спорах, касающихся буферной зоны, и уже выиграл несколько десятков разбирательств о незаконном строительстве жилья. Ранее в учреждении отмечали, что территория непосредственно заповедника отделена от спорной земли под автосервис участком сельхозназначения и дорогой, но спорный участок входит в охранную зону.
«Дорога там существовала очень давно, может, еще до появления заповедника. В охранной зоне запрещено именно новое строительство, и дороги не исключение: если дорожники заходят на нашу территорию, мы их штрафуем. Режим един — что для Клейменова, что для федеральной трассы», — пояснял ранее “Ъ-Черноземье” заместитель директора заповедника по охране территории Николай Малешин. По его словам, строительство крематория на соседнем участке в 1 га было согласовано администрацией учреждения в конце 2000-х годов по ряду причин: «На этом месте была свалка, которую закрыли, но не рекультивировали. Все ближе к заповеднику подбирается Южное кладбище, поэтому было решено согласовать проект крематория. Но до строительства так и не дошло: кроме забора на участке до сих пор ничего нет».
Тогда облисполком расширил буферную зону с 1 до 3 км от границ особо охраняемой природной территории, а также ввел обязательное согласование с заповедником любой хозяйственной деятельности на территории буферной зоны. К такой деятельности отнесли и строительство. Но лишь в 2018 году заповедник поставил буферную зону на кадастровый учет и перестал согласовывать ввод в эксплуатацию домов. На основании этого Росреестр отказывал в регистрации права собственности на недвижимость.
Господин Малешин был недоступен для комментариев, телефоны заповедника не отвечали. Сергей Клейменов пояснил “Ъ-Черноземье”, что намерен обжаловать решение суда: «Я не согласен со всей позицией заповедника. Но отказываться от проекта или переносить его пока не планирую».
Впрочем, особое мнение насчет строительства сервисного центра может оказаться и у российского представительства MAN. После публикации “Ъ-Черноземье” о начале разбирательства в ООО «МАН Трак энд Бас Рус», российском дочернем предприятии MAN Truck & Bus SE, заявили, что не вели переговоров с господином Клейменовым. «Сергей Клейменов является директором дилерского центра MAN ООО “Оскол Трак” в Белгородской области. Однако он не вступал с головным офисом компании в переговоры о локации нового сервисного центра и тем более не сообщал о планах его размещения в охранной зоне курского заповедника», — говорили “Ъ-Черноземье” в компании в сентябре 2019 года. Там подчеркивали, что строго следуют экологическим нормам. В ООО «МАН Трак энд Бас Рус» не ответили на запрос “Ъ-Черноземье”.
По оценке партнера юридической компании «Нафко» Павла Иккерта, решение суда оказалось ожидаемым: «Тот факт, что территория заповедника, по которой проходит федеральная трасса, выведена особым распоряжением из состава охраняемой природной территории, не означает, что прилегающие участки также могут быть предоставлены под застройку или использование в коммерческих целях. Оценки влияния деятельности хозсубъекта на экологию в данной ситуации не играют существенной роли, поскольку имеется прямой запрет на любую деятельность. Не играет роли и дата установления границ ООПТ и буферной зоны, землепользование в которой также ограничено, поскольку объект еще не возведен и не согласован».
Партнер адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Анжелика Решетникова напомнила, что заповедник включен в международную систему биосферных резерватов ЮНЕСКО, а с 2012 года вошел в так называемую Изумрудную сеть Европы. «С таким уровнем защиты территории конкретного заповедника и выбранным способом защиты своих интересов у истца можно оценить шансы удовлетворения требований как ничтожные», — полагает она.
Ссылка на публикацию: https://www.kommersant.ru/doc/4357741