На сайте ФНС России и в СМИ появятся “черные списки” налоговых уклонистов. В перечень попадут налогоплательщики, запаздывающие с уплатой налогов, пеней и штрафов на два и более месяцев. Законопроект, в котором прописаны соответствующие меры, в первом квартале 2013 года в правительство должны внести минфин, минэкономразвития и ФНС.
– Видимо, правительство таким образом пытается взывать к совести, – уверена Елена Корнетова, заместитель руководителя налоговой практики компании “ФинЭкспертиза”. – Это правильно. Но, полагаю, большинство представителей бизнес-сообщества воспримет эту информацию спокойно, если размер неуплаченных налогов не слишком высок. Но тут придется учитывать один немаловажный момент. ФНС, скорее всего, будет брать информацию с данных лицевых счетов налогоплательщиков, которые не всегда являются корректными (пока налогоплательщик не провел сверку по налогам). Поэтому кажущаяся на первый взгляд польза для организаций, объявляющих тендеры с особыми требованиями к исполнителям об отсутствии налоговой задолженности, в итоге окажется сомнительной.
– В соответствии с НК РФ при получении соответствующего требования налогоплательщик может находиться в стадии судебного обжалования решения налогового органа о взыскании недоимки, – добавляет Игорь Симонов, адвокат Московской коллегии адвокатов “Князев и партнеры”. – В свою очередь, при принятии судебного решения в пользу налогоплательщика будет установлена его добросовестность и незаконность действий налогового органа. Если сравнивать законодательную инициативу с полномочиями службы судебных приставов размещать информацию о недобросовестных должниках, следует акцентировать внимание на том факте, что данные полномочия возникают с момента вступления в силу судебного акта, установившего неисполнение должником своих обязательств. Таким образом, планируемый законопроект не соответствует действующему законодательству, может повлечь необоснованные нарушения неимущественных прав и умаление деловой репутации налогоплательщиков.
Неплательщики могут попасть и в категорию недобросовестных поставщиков, а их контрагентам будут вменять получение необоснованной налоговой выгоды. Правда, Ирина Мостовая, старший юрист по налогообложению юридической компании “НАФКО-Консультанты”, считает, что делать выводы о возможных негативных последствиях для бизнеса пока рано:
– Не будем забывать, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды и, как следствие,- не влечет автоматический отказ в удовлетворении требований налогоплательщиков, связанных с ее получением. Выводы о реальности хозяйственных операций суды делают в результате оценки совокупности всех обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора, в том числе всегда дается оценка основаниям, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент, а также оцениваются фактические взаимоотношения заявителя с каждым из контрагентов.
Нюансы публикации списков должников-организаций разъяснила пресс-служба ФНС. Организации самостоятельно представляют в налоговые органы декларации, в которых сами указывают подлежащую к уплате сумму налогов. В случае неуплаты налоговые органы в течение 10 дней направляют требование на уплату задолженности. Далее еще два месяца ФНС ждет ее погашения и только после этого имеет право на публикацию списка должников-организаций. “В данном случае беспокоиться стоит тем, кто осознанно уклоняется от уплаты налогов и специально банкротит свои предприятия для того, чтобы вывести средства из-под налогообложения”, – заверяют в ФНС.
Сам по себе факт включения компании в список “неплательщиков” не должен являться безусловным основанием для признания неправомерным применения налоговых вычетов по НДС. В то же время отсутствие контрагента в подобном списке позволит снять ряд претензий со стороны налоговых органов и будет являться дополнительным подтверждением того, что общество проявило должную степень заботливости и осмотрительности при заключении сделок с контрагентом. Ирина Мостовая, старший юрист компании «НАФКО-Консультанты» предполагает, что инициатива существенно не отразится на малом и среднем бизнесе, особенно принимая во внимание тот факт, что с 2012 г. разрешение на публикацию личных данных должников, включая их фотографии, уже получила Федеральная служба судебных приставов.