О том, что в мае группа НСВ/ПКБ приняла решение больше не работать под единым брендом, рассказали “Ъ” участники рынка. Агентства позиционировались как объединенные с конца 2014 года, хотя юридически оставались независимыми. «Теперь они будут представляться как отдельные компании: ПКБ будет заниматься исключительно цессионным взысканием, а НСВ работать по агентской схеме,— говорит один из собеседников “Ъ”.— В НСВ назначен гендиректор, хотя с входа компании в группу руководитель у них был один». По данным ЕГРЮЛ, Роман Волосников был назначен гендиректором НСВ 24 мая.
Гендиректор ПКБ Павел Михмель объяснил “Ъ” решение «разъединить» компании тем, что у ПКБ поменялась бизнес-модель, которая теперь не коррелирует с бизнес-моделью НСВ.Но участники рынка и эксперты считают одной из основных причин «дело Baring Vostok». В компаниях понимают потенциальный риск возмещения 2,5 млрд руб. по делу (см. “Ъ” от 21 февраля) и могут перевести на НСВ часть бизнеса.
По мнению партнера НАФКО Павла Иккерта, вероятность выплаты непогашенного долга за кредит перед «Восточным» у ПКБ «достаточно высокая».
На влияние дела на «операционную деятельность компании и профиль ее корпоративных рисков» указывал и «Эксперт РА». В феврале агентство поставило рейтинг ПКБ «под наблюдение», обусловив это «задержанием гендиректора компании и менеджмента контролирующего акционера компании, инвестиционного фонда Baring Vostok, по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере». В мае статус был продлен, а в «Эксперт РА» сообщили, что рейтингового действия можно ожидать в течение месяца.
Одновременно в отношении ПКБ резко выросло количество протоколов Федеральной службы судебных приставов (ФССП) за нарушение закона о взыскании долгов физлиц. По данным службы, в 2017 году их было 13 штук, в 2018-м — 120, за первое полугодие 2019-го — 96. По мнению господина Михмеля, причина в росте портфеля (с 2,5 млн долговых кейсов в первом полугодии 2018-го до 3,5 млн к концу года): «Качество последних купленных портфелей хуже, соответственно, возросло количество претензий, хотя около 30% всех протоколов компания успешно оспаривает». В Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, куда входит ПКБ, не видят роста жалоб граждан на некорректное общение со стороны компании.
Подробнее: www.kommersant.ru/doc/4010805