Председатель Госдумы Вячеслав Володин и его первый заместитель Александр Жуков внесли законопроект о расширении полномочий Счетной палаты. Они предложили распространить финансовый контроль аудиторов на дочерние структуры госкорпораций и публично-правовых компаний и вообще на любые компании, в которых госкорпорациям и публично-правовым компаниям принадлежит хоть какая-либо доля.
Сейчас в законодательстве сложилась такая ситуация, что сами госкорпорации подпадают под аудит Счетной палаты, а их «дочки» — нет. Аудиту Счетной палаты, в частности, будут подлежать:
«дочки» таких госкорпораций, как ВЭБ.РФ, «Роскосмос», «Ростех», «Роснано», «Росатом», Агентство по страхованию вкладов, «дочки» публично-правовых компаний, таких как Российский экологический оператор и Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства,
«дочки» государственных компаний (в значении закона о некоммерческих организациях), таких как «Автодор».
В пресс-службе Счетной палаты РБК уточнили, что при реализации законопроекта аудиторы получат возможность оценивать эффективность использования бюджетных средств в организациях вне зависимости от размера доли госкорпораций/публично-правовых компаний/государственных компаний в их уставном капитале. Таким образом, речь идет не только о дочерних структурах, но и о компаниях, где у госкорпораций нет контролирующей доли.
Согласно действующему законодательству Счетная палата осуществляет государственный аудит в отношении федеральных государственных органов власти, внебюджетных фондов, Центробанка, федеральных госучреждений и унитарных предприятий, госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской Федерации в их уставных капиталах, а также коммерческих организаций с долей таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах. «Дочки» госкомпаний (таких как «Аэрофлот», «Газпром», «Транснефть» и др.) подпадают под контроль Счетной палаты, а «дочки» госкорпораций и публично-правовых компаний (которые формально относятся к некоммерческим организациям) — нет.
Законопроектом также предлагается наделить Счетную палату правом контролировать юридические лица «в части использования ими средств, источником которых являются субсидии из федерального бюджета».
Предлагаемые нововведения позволят в полной мере оценивать эффективность использования средств, выделяемых из федерального бюджета, на всех стадиях их движения, уверены авторы поправок в закон «О Счетной палате», следует из пояснительной записки.
По сути, законопроектом предлагается существенно расширить спектр хозяйствующих субъектов, попадающих в сферу контроля со стороны Счетной палаты, отметил партнер компании НАФКО Павел Иккерт. По его словам, речь идет об огромном числе организаций, аффилированных или контролируемых госкомпаниями. Такое значительное расширение полномочий контрольного ведомства даст возможность повысить прозрачность госсектора экономики. «Если учесть, что вклад госсектора в формирование ВВП оценивается более чем в 46%, Счетная палата может получить доступ к колоссальному массиву информации», — подчеркнул Иккерт.
На фоне скандалов, связанных с крупными хищениями в госкомпаниях, например делом Арашукова, инцидентом с пропавшим трубопроводом стоимостью 1,7 млрд руб., государству, очевидно, нужны новые эффективные рычаги борьбы с коррупциогенными рисками, главным из которых является отсутствие контроля со стороны федерального центра за тем, как распределяются средства из бюджета и средства госкомпаний на местах, подчеркнул эксперт.
Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/economics/07/03/2019/5c8105969a794728aaa18536