«Большой брат» добрался до банковских счетов населения. Федеральная налоговая служба добивается доступа к информации обо всех транзакциях граждан. Соответствующий запрос был направлен накануне в Минфин. Изменения позволят ФНС контролировать все средства, поступающие на счета физических лиц. Таким образом налоговики планируют выявлять и пресекать незаконную предпринимательскую деятельность. Впрочем, как предупреждают эксперты, пострадают прежде всего обычные граждане. Даже за элементарный возврат долга на «пластик» налоговики смогут начислить налог на доход.
По данным Международного валютного фонда, доля теневой экономики в России достигает 33,7% ВВП. Для сравнения: в США, Нидерландах, Японии, Швейцарии и Сингапуре показатель находится в пределах 7–15% ВВП. Поэтому профильные ведомства последние годы активно борются с незаконными предпринимателями. В частности фрилансерами, которые работают на себя и не платят подоходный налог в размере 13%. На этот раз налоговики решили действовать через банковские счета. ФНС хочет получить полный доступ к счетам любого физического лица. И, таким образом, вычислять незадекларированные доходы и доначислять налоги при их выявлении.
Дело в том, что сейчас ФНС, согласно закону, может получать информацию по счетам только в рамках проверок — выездной и камеральной. Камеральная проверка проводится после подачи налоговой декларации (3НДФЛ) и для подтверждения заявленных в ней сведений. Выездные проверки в отношении обычных граждан проводятся крайне редко, только по решению руководителя инспекции ФНС. Чтобы масштабы были понятны: за 2017 год проверено 20 тыс. компаний и ИП и только 774 физлица. Поэтому налоговики написали письмо в Минфин с просьбой расширить их полномочия и дать возможность получать информацию о счетах граждан в любое время.
Впрочем, в настоящее время транзакции рядовых россиян уже находятся под колпаком налоговиков. Отслеживать операции им позволяет искусственный интеллект, встроенный в высокотехнологичные системы, которые есть в распоряжении фискальной структуры. Он мониторит движения средств между счетами множества лиц, включая физические. То есть под неусыпным зорким оком налоговиков находятся все финансовые операции населения. Причем роботу можно задать параметры, чтобы сузить поиск неплательщиков. Например, установить частоту транзакций или сумму. Потом компьютер формирует выборку подозрительных переводов, платежей, с которой впоследствии разбирается «живое» лицо.
К слову, случаи доначисления налогов на базе выписки по банковскому счету уже были. В конце апреля в Твери налоговики выявили нелегального торговца тортами собственного производства. Кондитер получала деньги на карту. От нее потребовали задекларировать доход за последние два года. Но так как до этого женщина подавала декларацию как физическое лицо, получить информацию о движении по ее счету инспектора могли в рамках камеральной проверки.
Как отмечает партнер юридической компании «НАФКО-Консультанты» Павел Иккерт, «важно, чтобы используемая специальная автоматизированная система налогового органа обеспечивала корректное формирование данных, на основании которых налоговый орган будет делать вывод или предполагать о нарушении гражданами законодательства или об отсутствии такового».
Как предупреждают эксперты, если ФНС расширят полномочия, то карточные и расчетные счета граждан окажутся полностью прозрачными для налоговиков.
А это в свою очередь может привести к отказу граждан от безналичных платежей и возврату к старому доброму налу. Видимо, опасаясь таких последствий, Минфин, по словам замминистра финансов Ильи Трунина, пока не намерен расширять права ФНС.