«Международное соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией. Комментарий эксперта: Екатерина Костромина, генеральный директор, управляющий партнер юридической компании «НАФКО-Консультанты» для «Финансового Директора».

ФНС России подписала международное соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией. С 2018 года РФ присоединяется к системе автоматического обмена налоговой информацией между налоговыми органами разных стран. Это позволит налоговикам получать данные о счетах налогоплательщиков в более чем 80 юрисдикциях, в том числе в офшорах.

Редакция FD.RUы спросила у экспертов, как это нововведение отразится на компаниях и когда это произойдет.

«Даже обмен информацией между российскими госорганами не всегда работает эффективно».

 Екатерина Костромина, генеральный директор, управляющий партнер юридической компании «НАФКО-Консультанты» В рамках деофшоризации власти приняли ряд значимых законодательных актов, направленных на усиление контроля над финансовыми потоками физических и юридических лиц – налоговых резидентов Российской Федерации. В том числе введены ощутимые штрафы за нарушение порядка уведомления об участии в иностранных организациях, открытии счетов в иностранных банках, а также о контролируемых иностранных компаниях и непредставление отчетности или неуплату налогов за контролируемые иностранные компании. Однако любой юрист понимает, что при отсутствии у проверяющих или правоохранительных органов реальной возможности выявления совершаемых в регулируемой деофшорным законодательством сфере правонарушений, данные санкции не работают. Присоединение к системе автоматического обмена налоговой информацией между налоговыми органами разных стран – это именно тот механизм, который позволит налоговым органам эффективно отслеживать и контролировать движение денежных средств за пределами российской юрисдикции. На мой взгляд, подписание соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией – шаг своевременный и прогнозируемый. При этом у меня как у практикующего юриста возникают вопросы относительно готовности налоговых органов к качественному выполнению данной фискальной функции, наличия квалифицированного штата, способного обрабатывать поступающие данные от иностранных государств. В своей практике я сталкиваюсь с тем, что обмен информацией даже между российскими государственными органами работает не всегда эффективно: задержка в представлении информации, искажение данных при получении и включении в базы, есть и другие проблемы. Возможно до 2018 года, когда Россия начнет обмениваться финансовой информацией по установленным единым стандартам налоговикам удастся решить все вопросы и построить отлаженную систему межгосударственного взаимодействия. В любом случае, появление самой возможности обмена финансовой информацией с иностранными государствами является важным элементом совершенствования российской налоговой системы, который должен способствовать сокращению количества применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем и улучшению налогового климата в стране. 

«Россия пока не готова к автоматическому обмену информацией»

Эдуард Савуляк, директор московского офиса компании Tax Consulting U.K. Просто подписать соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией не достаточно. Теперь необходимо подписать различные двусторонние соглашения об обмене с конкретными странами. И вопрос даже не в том, что Россия еще этого не сделала. Дело в том, что большинству стран обмениваться с Россией подобной информацией нет никакого экономического смысла. А реальных рычагов давления на такие страны-отказники (на те же офшоры, например) у России – нет. В российском Минфине и ФНС предпочитают не конкретизировать информацию о том, что обмен – двусторонний. Это значит, что не только России должны информацию предоставлять. Но и Россия должна направлять что-то в ответ. Но готова ли именно Россия к такому обмену? Конечно же, нет! Ни для кого не секрет, что никто в России не знает, кто именно стоит за какой-то отечественной компанией. Ни налоговые органы, ни Минфин, ни прокуратура. И ответственности за такое положение вещей в России нет никакой. Так какого качества российские налоговые органы будут предоставлять информацию другим странам? Очень низкого! Боюсь, эта информация будет на 99% повторять информацию из российского ЕГРЮЛ. И опять мы возвращаемся к вопросу о том, что смысл в двустороннем обмене информацией с Россией у других стран (даже, вроде бы, заинтересованных в таком обмене) – теряется. Нередко заявляется, что к соответствующей конвенции ОЭСР присоединилось уже порядка 100 стран, то есть теперь нигде не спрятаться, ни скрыться. Но, все-таки, присоединились к конвенции далеко не все. Из популярных в России компаний и банков – ОАЭ не присоединились, например. Получается, что открывшим в ОАЭ компании и счета бояться нечего. С другой стороны, присоединиться к конвенции  мало. Необходимо еще ее и ратифицировать у себя в стране и чтобы она вступила в силу в конкретной стране. И вот на этом этапе «зависло» достаточно много стран. Они вроде бы, и присоединились, чтобы уж совсем «изгоями» не выглядеть в глазах мирового сообщества, но, формально к обмену не готовы. И самый яркий пример здесь – США, которые подписали соответствующий формуляр еще в 2010-м году, но дальше – не пошли… Более того, в конце прошлого года представители США заявили о том, что не видят смысла в дальнейших движениях, так как «по своим» налогоплательщикам они уже информацию получают в рамках FATCA. Т.е. США на обмен – не пойдут! И теперь, глядя на США, размышляют о схожей позиции и многие другие страны с офшорной пропиской. Конечно, говорить о том, что никакого обмена информацией между странами происходить не будет – неверно. Он будет. Но, вот, будет ли он настолько эффективным, как хотелось бы именно российским фискалам? Вряд ли! Почему-то никто не хочет вспоминать о том, что, например, с Швейцарией, Латвией, Кипром, Люксембургом, Мальтой и т.д. обмен информацией у России существует уже достаточно давно. Пусть не автоматический, пусть – по запросам. Но где громкие налоговые дела? Где доначисления? Значит ли это, что с Россией никто не обменивается? Отнюдь, нет. Скорее, информацию, которую российские фискалы получают, они не могут трансформировать в доначисления. Т.е. совсем не в обмене информацией, похоже, дело. 

ЧИТАТЬ ПУБЛИКАЦИЮ ПОЛНОСТЬЮ…