×
Заказать бесплатную консультацию
Ваше имя
Ваш телефон
Отправить
“Москва напомнила Копенгагену о старых законах”. Комментарий Ирины Мостовой, партнера «НАФКО-Консультанты», для «Коммерсант»

Дания, принявшая в ноябре закон, позволяющий запретить строительство «Северного потока-2» исходя из своей нацбезопасности, должна рассматривать заявку России на прокладку трубы по старым нормам, считают в МИД РФ. Когда Москва запрашивала разрешение, отказать страна могла только при наличии риска для окружающей среды. Требования России обоснованны, считают юристы, но, с учетом политической составляющей, в случае отказа «Газпрому» проще будет пересмотреть маршрут, чем годами оспаривать решение Копенгагена.

Главы МИД России и Дании Сергей Лавров и Андерс Самуэльсен провели во вторник в Москве встречу, одной из тем которых стало строительство «Газпромом» газопровода «Северный поток-2» в территориальных водах страны. Как сообщил российский министр, Москва настаивает, чтобы Копенгаген рассматривал заявку на прокладку трубы по законодательству, действовавшему на момент ее подачи в апреле 2017 года. Тогда вопрос решало Датское энергетическое агентство, исходя из экологических соображений, но в ноябре 2017 года парламент Дании одобрил закон, в рамках которого МИД может принимать решение исходя из соображений национальной безопасности.

«Северный поток-2» мощностью 55 млрд кубометров в год пройдет из России в Германию по дну Балтийского моря. Начать строительство «Газпром» рассчитывал летом 2018 года, но для реализации проекта нужны разрешения Финляндии, Швеции и Дании. Получить их компания планирует в феврале. В конце января оператор проекта «Северный поток-2» AG получила разрешение на прокладку морской части газопровода в территориальных водах Германии. Глава «Газпрома» Алексей Миллер после этого заявил, что это уже дает возможность начать строительство самого важного участка газопровода и приемного терминала в Германии.

Партнер компании «НАФКО-консультанты» Ирина Мостовая отмечает, что усилия, направленные на препятствование строительству «Северного потока-2» являются беспрецедентными. «Несмотря на то, что законопроект, одобренный парламентом Дании, де-юре призван регламентировать прокладку любых трубопроводов и кабелей в ее территориальных водах, сроки его подготовки непрозрачно намекают, о каком конкретно трубопроводе может идти речь»,— отмечает она. Госпожа Мостовая напоминает, что противодействие реализации проекта осуществлялось не только на уровне общеевропейского законодательства, но и с применением норм права конкретных государств. Примером может служить решение антимонопольного органа Польши, который фактически сорвал создание консорциума для реализации «Северного потока-2», ссылаясь на возможное ограничение конкуренции.

Дания, говорит юрист, пошла дальше и разработала закон под конкретные нужды государства в рамках оживленной полемики вокруг конкретного проекта. Де-факто принятие нового закона дает властям Дании право заблокировать прокладку российского газопровода в своих территориальных водах, но это не значит, что оно будет реализовано. Критерии, по которым власти Дании будут определять, соответствует ли строительство трубы местному законодательству или нет, достаточно размыты. Следовательно, говорить о законе как о прямом запрете не совсем уместно. «Речь больше идет о появлении весомого, законодательно закрепленного аргумента, который Дания может и, надо полагать, будет использовать в диалоге с Россией и ее партнерами по проекту в целях защиты собственных интересов»,— отмечает госпожа Мостовая.

Она также напоминает, что ретроспективные нормы в законодательстве большинства стран с романо-германской системой права, к которой относится и Дания, явление нечастое. То есть по общему правилу закон вступает в силу с момента его принятия и не распространяется на отношения и события, имевшие место до того. Обратная сила закона допускается только в случае, если это прямо предусмотрено в законе и новые нормы направлены на улучшение правового положения субъектов, на которые он распространяется (вводит новые льготы, уменьшает ответственность и пр.). Но она не исключает применения новых норм в отношении заявок, полученных до их вступления в законную силу, с учетом того, для чего принимался законопроект. В случае если Дания все же откажет в прокладке трубы исходя из новых норм Россия может оспорить это решение, но с учетом длительных сроков рассмотрения и возможности обжалования решения в вышестоящих инстанциях процесс может затянуться на годы. Так что, говорит она, возможно, будет проще, быстрее и дешевле пересмотреть маршрут прокладки трубопровода.

Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/3541203

Получить бесплатную консультацию

Отзывы о нас

Наши достижения

Компания «НАФКО» отмечена как приоритетная при сотрудничестве и рекомендована к программе «Лучшее предприятие отрасли 2020»
Компания «НАФКО» заняла 36 место в рейтинге 100 лучших юридических компании Росси, по версии делового интернет-журнала White Square Journal
Юридическая фирма «НАФКО» вновь отмечена Chambers and Partners Europe 2020 в категории Energy & Natural Resources
Юридическая компания ,,НАФКО,, отмечена международным рейтингом Chambers Europe 2019, раздел Energy & Natural Resources
По результатам международного рейтинга Chambers Europe 2018 юридическая компания «НАФКО» рекомендована в разделе Energy & Natural Resources. В 2017 году компания была отмечена в разделе «Разрешение споров» (Dispute Resolution: Domestic).
Новый корпоративный сайт «НАФКО» занял 2-ое место в номинации «Самый полезный сайт юридической фирмы – 2017» по версии журнала Legal Insight.
Юридическая компания «НАФКО» на протяжении нескольких лет является лидером рейтинга Право.ru-300 по направлениям «Налоговое право и налоговые споры», «Арбитражное судопроизводство».
Международный рейтинг IFLR1000 рекомендует юридическую компанию «НАФКО» в области «Энергетика и инфраструктура».
В рамках проведенного ИД «КоммерсантЪ» исследования юридического бизнеса в 2016 г. компания «НАФКО» отмечена в рейтинге лучших отраслевых практик в разделе «Электроэнергетика», а также в рейтинге лучших юридических практик в разделе «Разрешение налоговых споров».
Юридическая компания«НАФКО» с 2015 года является членом Палаты налоговых консультантов.
Юридическая компания «НАФКО» получила награду International Star for Leadership in Quality Award, учрежденную независимой компанией Business Initiative Directions, за выдающиеся успехи в бизнесе, высокий уровень мастерства и флагманские позиции в области качества.
Юридическая компания «НАФКО» удостоена статуса «Лидер России 2013», заняв 11-е место в ТОП-50 предприятий-лидеров деятельности в области права по данным Национального бизнес-рейтинга.
Юридическая компания «НАФКО» стала победителем всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций России - 2012», организованного Международным форумом «Инновации и Развитие», в номинации «Лучшее предприятие в сфере оказания правовых услуг в области энергетики».

Наши клиенты