Процесс принудительного взыскания $2,6 млрд c «Газпрома» «перешел в практическую плоскость», заявил 30 мая президент Украины Петр Порошенко. Накануне, 29 мая, зарегистрированная в Швейцарии Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток – 2», 100% принадлежит «Газпрому») получила постановление о замораживании активов по долгу российской компании перед «Нафтогазом». Кроме того, заморожены акции «Газпрома» в Nord Stream AG, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на свои источники. Приставы на самом деле приходили в офис оператора «Северного потока», знает собеседник «Ведомостей», близкий к «Газпрому», их появление было связано с арбитражным разбирательством «Газпрома» и «Нафтогаза».
«Газпрому» известно, что «Нафтогаз» предпринимает на территории Швейцарии действия по принудительному исполнению решения стокгольмского арбитража. «Однако на текущий момент «Газпром» не получал никаких официальных уведомлений в рамках этой процедуры, поэтому подробные комментарии могут быть предоставлены только после тщательного изучения документов, когда они официально поступят в адрес «Газпрома», – сообщили в управлении информации российской компании. «Газпром» будет защищать свои права в соответствии с применимым законодательством», – сообщает компания.
Представитель Nord Stream 2 AG сообщил, что полученное от судебных исполнителей постановление на проекте не скажется. Представитель Nord Stream AG отказался от комментариев.
Разбирательство «Газпрома» и «Нафтогаза» в Стокгольме по контрактам о транзите и поставках газа на Украину длилось с 2014 г. По сумме двух решений арбитраж обязал российскую компанию выплатить «Нафтогазу» около $2,6 млрд штрафа и в течение 2018–2019 гг. прокачивать через Украину не менее 110 млрд куб. м ежегодно (плата за транзит – $2,35 млрд в год). Решение было принято 28 февраля и в этот же день вступило в силу.
«Газпром» с вердиктом не согласился, платить штраф не стал, подал апелляции на решения арбитров по обоим контрактам и инициировал досрочное расторжение соглашений. В конце мая «Газпром» и вовсе потребовал полной отмены решения по транзитному контракту на основании проведенной лингвистической экспертизы. Холдинг объяснил свое требование подозрениями во вмешательстве посторонних лиц в подготовку текста решения арбитража.
По решению арбитража пени за каждый день просрочки составляют около $0,5 млн. Таким образом, за весну «Газпрому» набежало еще около $45 млн.
«Обеспечительные меры сами по себе не означают принудительного вывода «Газпрома» из состава акционеров, они лишь предполагают, что данный пакет не может быть передан третьей стороне или продан», – говорит партнер юридической компании «Нафко-консультанты» Ирина Мостовая. Кроме того, арест может быть наложен на активы, стоимость которых соразмерна объему требований, указывает она.
В Европе, в частности в Нидерландах, зарегистрирован целый ряд совместных предприятий с участием «Газпрома» или полностью принадлежащих ему. Учитывая, что вслед за обеспечением по иску «Нафтогазу» необходимо получить признание арбитражного решения в соответствующих юрисдикциях, а затем провести оценку стоимости активов, – весь процесс с учетом инстанций и обжалований может занять до нескольких лет, говорят Кузьмин и Мостовая.
Подробнее: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/05/31/771347-naftogaz-gazproma