Промсвязьбанк подал иск в Арбитражный суд Москвы на 282,2 млрд рублей к своим бывшим совладельцам, братьям Алексею и Дмитрию Ананьевым, а также к бывшим топ-менеджерам банка. Об этом сообщают «Ведомости», которые ознакомились с содержанием иска (в картотеке арбитражных дел такой информации пока нет). В Промсвязьбанке изданию подтвердили подачу иска. Ответчики «своими неосмотрительными и неразумными действиями причинили банку ущерб». Сумма сложилась из 194,2 млрд рублей (убыток Промсвязьбанка от «ряда сделок», который установила временная администрация ЦБ) и 88 млрд рублей, полученных банком от ЦБ в качестве финансовой помощи.
Ответчиками по иску значатся, помимо братьев Ананьевых, зампред правления Промсвязьбанка Андрей Жупанов, зампреды правления Алексей Иодко, отвечавший за HR, Владимир Мамакин (финансовый блок), Татьяна Волошкина (отвечала за работу с вип-клиентами), экс-руководители малого бизнеса и корпоративного блока Владимир Шаталов и Евгений Козеренко, глава департамента проектного финансирования Александр Афанасьев и руководитель блока финансовых рынков Дмитрий Иванов. Кроме того, ответчиком значится нидерландская Promsvyaz Capital B. V., через которую Ананьевы владели Промсвязьбанком. Взыскать с каждого ответчика банк требует в пределах 282,2 млрд рублей (ответственность солидарная).
Промсвязьбанк указывает, что за день до санации банка (ЦБ ввел в него временную администрацию 15 декабря 2017 года) три компании — Minga Management Ltd, Promsvyaz Capital B. V. и Fintailor Investments Ltd. — заключили 24 договора купли-продажи акций банка и облигаций компаний, связанных с ним. Среди облигаций, которые купил банк (по ценам, в разы отличающимся от рыночных), — облигации «Промсвязькапитала», «ПСН ПМ», Minga Management, PSB Finance S. A., Peters International, Fintailor Investments, а также собственные акции. В результате сделок в тот день Промсвязьбанк потерял 102,1 млрд рублей.
Еще один эпизод, упомянутый в иске, — покупка Промсвязьбанком еврооблигаций компаний PSB Finance S. A. и SCI Finance. Летом 2017 года банк получил от PSB Finance S. A. субординированный заем на сумму $500 млн, а уже вскоре потратил ту же сумму на покупку упомянутых бумаг. В банке считают, что правление к августу 2017 года, когда состоялась сделка, знало о критическом состоянии банка и возможном введении временной администрации. В случае, если банк попадает под санацию, его субординированные обязательства списываются (таким образом, $500 млн остались бы в банке, если бы не проведенная по решению правления сделка). Еще одна убыточная сделка — покупка Промсвязьбанком в ноябре 2017 года облигаций «Промсвязькапитала» (эта компания, на тот момент принадлежавшая братьям Ананьевым, теперь проходит процедуру банкротства). Продавцом бумаг выступила Minga Management. К ноябрю 2017 года в банке «не могли не знать, что облигации обесценятся», указано в иске.
Опрошенные Forbes юристы отмечают, что иск Промсвязьбанка к бывшим акционерам и топ-менеджерам вписывается в стандартные процедуры оспаривания сделок и привлечения к ответственности бенефициаров в рамках банкротства или санации кредитной организации. «Ситуация с Промсвязьбанком выбивается из общего ряда, пожалуй, только масштабами сделок и суммой исковых требований», — говорит партнер юридической компании «НАФКО» Павел Иккерт.