Роспотребнадзор разработал для них рекомендации.
Рассчитывая снизить риск распространения COVID-19, Роспотребнадзор рекомендует санаториям работать по принципу детских лагерей: принимать гостей на двухнедельные смены и проверять у них справки. Представители здравниц отнеслись к инициативе без энтузиазма. По их мнению, предложенный режим подходит для больниц и обсерваторов, а не для мест отдыха. Бизнес пообещал подготовить свои предложения.
Роспотребнадзор рекомендует размещать туристов в санаторно-курортных учреждениях сменами по 14 дней, об этом говорится в разработанных ведомством рекомендациях по работе здравниц в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Копия документа есть в распоряжении “Ъ”. Факт его получения подтвердили несколько санаториев. В Роспотребнадзоре на запрос “Ъ” не ответили.
Ведомство также указывает, что туристы должны размещаться в одноместных номерах за исключением членов семей. После окончания смен должна проводиться генеральная уборка и дезинфекция всех помещений, включая системы вентиляции. Кроме того, два раза в сутки необходимо проводить обеззараживание тротуаров, скамеек, площадок, пляжного инвентаря и других поверхностей.
При заселении в здравницы отдыхающие должны предъявить справки об эпидемиологическом окружении (выдается в поликлиниках), которые подтверждают отсутствие контактов с инфицированным COVID-19. Уборка в номере с применением дезинфицирующих средств должна проходить не реже двух раз в день.
Для максимального ограничения контактов отдыхающих питание Роспотребнадзор рекомендует организовать также в номерах.
При использовании обеденного зала столы должны стоять на расстоянии не менее двух метров друг от друга. Для выхода из номеров отдыхающие должны быть обеспечены масками и антисептиками. При наличии пляжа шезлонги, раздевалки и другие предметы должны быть расставлены исходя из принципа социального дистанцирования, соблюдение которого должны контролировать сотрудники. После каждого отдыхающего шезлонги необходимо обрабатывать.
Медицинские услуги, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, стоит оказывать только по предварительной записи, групповые должны быть исключены.
Всем отдыхающим рекомендовано раз в день измерять температуру бесконтактным способом. При выявлении повышенной температуры или других признаков ОРВИ необходимо обратиться в лечебное учреждение. Если же у кого-то из отдыхающих будет выявлен COVID-19, весь санаторий не менее чем на 14 дней должен перейти в режим обсерватора. Сотрудникам также необходимо мерить температуру каждый день. Работать в санатории рекомендовано только штатному персоналу, который обязан использовать маски и проходить тестирование на COVID-19 не реже одно раза в неделю.
На туристическом рынке появление рекомендаций Роспотребнадзора восприняли позитивно.
Это значит, что вместо умершей отрасли, мы получим хромающую, но работающую»,— объясняет гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Он считает невыполнимым только требования о 14-дневных сменах: на такой срок туристы отправляются на отдых очень редко. По его словам, наличие справок у отдыхающих напоминает систему советских детских оздоровительных лагерей. «В случае со взрослыми — не совсем понятно, как он будет работать, возможно речь пойдет об экспресс-тестировании на COVID-19»,— рассуждает господин Ромашкин.
Туроператоры просят субсидий
Представители здравниц испытывают куда меньше энтузиазма. Председатель Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (АОТ) Елена Трубникова указывает, что у руководителей здравниц рекомендации Роспотребнадзора вызвали волну недоумения. «Они предполагают, по сути, создание больничных условий, подходящих для обсерваторов, это очень затратно и отобьет у потенциальных гостей желание ехать»,— объясняет она. Госпожа Трубникова объясняет, что рекомендованная периодичность уборок и обработок увеличит нагрузку на персонал на 30–50%, а организация дезинфекции санаторных парковых территорий потребует ежедневного расхода 10–15 тонн химии и окажет негативный эффект на окружающую среду.
Применение антисептиков и масок, по ее словам, было бы выполнимо, если бы не низкая доступность средств индивидуальной защиты. В АОТ указывают, что организация в ближайшее время рассчитывает подготовить собственные предложения по доработке рекомендаций. В частности, по словам госпожи Трубниковой, речь может пойти о реорганизации заездов групп, чтобы избежать большого скопления людей, и отказа от системы раздачи еды по системе «шведского стола». «Гости раскладывают еду общими ложками, вилками и щипцами, одновременно им сложно соблюдать дистанцию — этот нюанс никто не учел»,— пояснила эксперт.
По закону, наказать санаторно-курортные организации за неисполнение рекомендаций Роспотребнадзора невозможно, отмечает партнер юридической компании НАФКО Павел Иккерт. Но на практике, продолжает он, даже к таким необязательным мерам, предлагаемым контролирующим органом, организации относятся серьезно и стремятся их исполнять. «На уровне регионов такие рекомендации могут существенно видоизменяться как в сторону смягчения, так и ужесточения. Более того, на основании рекомендаций Роспотребнадзора органами власти субъектов РФ могут разрабатываться приказы и постановления, закрепляющие пожелания к работе санаториев уже в качестве обязательных к исполнению требований»,— добавляет господин Иккерт.
Ссылка на публикацию: https://www.kommersant.ru/doc/4331806