Наутро после победы сборной России по футболу над Саудовской Аравией со счетом 5:0 в первом матче чемпионата мира Сбербанк предложил специальный вклад «Побеждай» – с повышенной ставкой. И пообещал в пресс-релизе 15 июня: если сборная России выйдет в плей-офф чемпионата мира по футболу 2018 г., вклад можно будет открыть, пока национальная команда из турнира не вылетит.
Сбербанк не согласовал упоминание в своем продукте чемпионата мира по футболу с FIFA – правообладательницей товарного знака «Чемпионат мира по футболу FIFA 2018», объяснили «Ведомостям» два человека, близких к одной из сторон. Сбербанк в конце прошлой недели, сообщили они, получил от представителя FIFA письмо с просьбой устранить нарушение. Сейчас Сбербанк убрал с сайта – из описания вклада – упоминание чемпионата, но не отказался от ассоциации с главным футбольным турниром. «Выход из группы не предел» – гласит надпись на страничке вклада с изображением медведя.
Представитель Сбербанка заявил «Ведомостям», что банк находится в рабочем контакте с представителями FIFA, все замечания принимаются во внимание, проводится необходимая работа, и подчеркнул, что банк действует по нормам российского и международного права.
FIFA и AIS-agency, которое защищает в России права FIFA на товарные знаки и символику чемпионата, на запрос не ответили. Сбербанк может упоминать чемпионат мира только при проведении совместных мероприятий с Visa, заявил близкий к FIFA источник. У Сбербанка – эксклюзивное право выпускать карты с символом чемпионата, волком Забивакой, его предоставила Visa – глобальный спонсор чемпионата
Ставка вклада «Побеждай», который можно открыть на полгода, внеся сумму минимум 50 000 руб., самая высокая в банке – 6% годовых, лучшая ставка базового вклада сейчас всего 4,45% годовых, если клиент открывает его онлайн. За первые пять дней клиенты открыли свыше 192 000 вкладов «Побеждай» на общую сумму 68 млрд руб., сообщал банк.
Очень многие организации пытаются воспользоваться интересом к чемпионату мира по футболу и часто проводят тематические акции, иногда с использованием его символики, рассказывает замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Яна Склярова. По ее словам, в качестве товарного знака зарегистрировано словосочетание «Чемпионат мира FIFA 2018» и использование такого словосочетания в тексте может приводить к нарушениям. Дела по подобным нарушениям уже были, но на банки, в том числе Сбербанк, пока жалобы не поступали, указывает она.
На сайте AIS-agency говорится, что в качестве товарных знаков также зарегистрированы словосочетания «Россия 2018», «ЧМ2018», World Cup 2018 и т. д. – их нельзя использовать при продаже товаров или оказании услуг без соглашения с FIFA или ее партнерами.
Исключительное право FIFA на символику и товарные знаки защищают закон о подготовке чемпионата мира по футболу, Гражданский кодекс и международные договоры, перечисляет партнер компании «НАФКО-консультанты» Ирина Мостовая. По ее словам, в России также была специально ужесточена ответственность за нарушения, связанные с символикой FIFA: они приравниваются к недобросовестной конкуренции, за что грозит штраф от 1 до 15% выручки от реализации товара, но не менее 100 000 руб.
Локальный спонсор чемпионата мира по футболу в банковском секторе – Альфа-банк, его представитель не ответил на запрос об отношении банка к использованию символики чемпионата без согласования с FIFA.
Подробнее: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2018/06/27/773864-sberbank-tovarnii-znak-fifa