В экспертном сообществе продолжает обсуждаться идея, озвученная Дмитрием Медведевым в ходе отчета перед Государственной думой 19 апреля. Премьер предложил рассмотреть вопрос о введении общей инвестиционной льготы для поддержки отечественных производителей. Суть льготы заключается в снижении налога на прибыль до 5% (то есть в 4 раза), если предприятия будут расходовать средства на вложения в основной капитал, а именно на реконструкцию, модернизацию производства, на оснащение его высокотехнологичным оборудованием.
Было особо отмечено, что данная мера является системной, она коснется всех компаний, которые будут расходовать средства на обозначенные цели, а не только конкретных предприятий по выбору (например, предприятий какой-то отдельной отрасли либо предприятий, соответствующих каким-то определенным критериям, в том числе это касается формы собственности).
Общее мнение специалистов по поводу предложения состоит в том, что данная льгота, по сути, заменяет собой возможные инвестиции государства в модернизацию производства, стимулируя компании, у которых отсутствует достаточное количество свободных денежных средств, осуществлять вложения в производство. В случае принятия данной льготы они смогут это себе позволить за счет уменьшения налоговой нагрузки.
В настоящее время существует ряд механизмов инвестиционных льгот по налогу на прибыль, но они не носят общего характера. Например, это льготы, предоставляемые в рамках региональных инвестиционных проектов и территорий опережающего развития. Для применения этих льгот имеются существенные ограничения как по субъектам льгот (серьезные ограничения для компаний, которые могут применять льготы), так и по срокам их применения и территориальному признаку.
Пока не понятно, за счет каких средств будут компенсироваться выпадающие доходы бюджета из-за снижения поступления налога на прибыль. Если на бизнес будут возложены дополнительные налоговые обязательства, например, за счет повышения ставок по другим налогам, то желаемого эффекта от предлагаемой льготы добиться не получится.
Остается открытым вопрос о конкретных условиях применения льготы, например, будет ли она распространяться на компании, которые уже осуществляют инвестирование в модернизацию производства, или же только на те вложения, которые будут иметь место после закрепления льготы на законодательном уровне.
«Инициатива, бесспорно, хорошая и направлена на привлечение новых инвестиций, стимулирование обновления производственных мощностей, модернизацию производства и его оснащение высокотехнологичным оборудованием, – говорит Ирина Мостовая, партнер юридической компании «НАФКО-Консультанты. – Однако субъекты, порядок и условия применения льготы должны быть четко прописаны на законодательном уровне и не допускать двусмысленного толкования. В противном случае, как это часто происходит на практике, налоговые органы начинают предъявлять необоснованные претензии со ссылкой на несоответствие компании неким дополнительным критериям применения льготы, которые не предусмотрены налоговым законодательством».