О запуске тестовой версии торговой онлайн-площадки «Беру» со Сбербанком «Яндекс» сообщил 21 мая. После этого выяснилось, что под таким же названием работает проект «Беру!» Александры Дорф. Это онлайн-площадка, помогающая частным лицам отдать ненужные вещи другим, получить за это условные баллы и затем потратить их на приобретение вещей у других пользователей сервиса. На операционную компанию сервиса зарегистрирован и товарный знак. Проект Дорф работает на домене beru.io, «Яндекс.Маркета» – beru.ru. Домен в зоне .ru Дорф не выкупила из-за его цены, объясняла она на своей странице в Facebook.
Берется все
Дорф как гендиректор ООО «Беру!» 24 мая направила «Яндекс.Маркету» досудебную претензию и предложила пути «мирного урегулирования ситуации». «Ведомости» ознакомились с текстом претензии. Дорф подтвердила отправку документа. По ее словам, пока «Яндекс.Маркет» не дал официального ответа. Пресс-служба «Яндекс.Маркета» не ответила на вопросы по существу. На прошлой неделе первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис в интервью Business FM говорил, что маркетплейс «Беру» – «это пока тестовый режим и тестовое название».
Как следует из текста претензии, Дорф предложила «Яндекс.Маркету», в частности, признать ее права на товарный знак «Беру!», прекратить администрирование домена beru.ru и аннулировать его, прекратить предложение к продаже и прочие действия с использованием бренда. Кроме того, Дорф предлагает выплатить ей 5 млн руб. в соответствии с положением Гражданского кодекса: «Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации».
«Найдется все»
Компания Дорф зарегистрировала товарный знак «Беру!» 12 апреля 2018 г., спустя год после подачи заявки, по данным реестра Федерального института промышленной собственности. «Яндекс.Маркет» на сайте проекта использует как название «Беру» с восклицательным знаком, так и без него. Сам «Яндекс.Маркет» подал на регистрацию сразу нескольких брендов, включая «Беру», в апреле 2018 г. «ООО «Беру!» не предоставляло кому-либо согласия на использование собственного товарного знака и приобретенной репутации», – говорится в претензии Дорф к «Яндекс.Маркету».
Вряд ли речь может идти о недосмотре, рассуждает партнер юридической компании «НАФКО-консультанты» Ирина Мостовая. Слово «беру» с максимальной долей вероятности уже было в выбранных товарных классах зарегистрировано и наверняка встречалось как часть множества товарных знаков, говорит она: «Скорее всего были оценены риски и заключено, что использование данного слова в качестве товарного знака принесет прибыли много больше, чем расходов, связанных с получением исключительных прав на его использование».
Похожий адрес
На вопрос, почему она требует аннулировать регистрацию beru.ru, Дорф говорит, что «посредством именно этого домена нарушаются права на товарный знак»: «Домен – это одновременно вывеска и адрес обращения клиента, рынок всегда заинтересован в том, чтобы потребители не смешивали вывески, не путали производителей и провайдеров».
У Дорф есть основания требовать от «Яндекс.Маркета» прекратить работать на домене beru.ru и аннулировать его регистрацию, считают юристы. Это доменное имя содержит в себе товарный знак, зарегистрированный ООО «Беру!», отмечает Мостовая: если название доменного имени схоже до степени смешения с охраняемым знаком, правообладатель может потребовать прекратить нарушение – в большинстве случаев суд соглашается с истцом-правообладателем. Если товарный знак зарегистрирован давно и активно используется в работающем проекте, шансы на удовлетворение такого иска пускай даже к более крупному игроку существуют, соглашается Невзоров.
Подробнее: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2018/05/28/770981-otkazatsya-beru