«Модус» выводит из-под банкротства автосалоны BMW. Близкие к автодилеру «Модус» физлица зарегистрировали пул чистых от долгов компаний, которые должны вместо банкротящихся юрлиц возобновить продажи автомобилей BMW, в том числе в регионах Черноземья. Ребрендинг с «Модуса» на «Атлас» уже прошел в автосалонах в Краснодаре и Сочи, в перспективе это возможно также в Липецке и Новороссийске. В Воронеже продавать BMW в бывшем салоне «Модуса» будет нижегородская компания «Автомобили Баварии», не связанная с владельцами прежнего дилера. Эксперты предупреждают, что Сбербанк может заставить и новые компании отвечать по долгам старых, если, конечно, сам захочет этого.
В конце 2019 года дочь владельца банкротящейся дилерской группы «Модус» Алексея Лещенко Дарья и полный тезка бывшего первого заместителя гендиректора «Сбербанк капитала» Игорь (Валерьевич) Смолькин зарегистрировали четыре ООО — «Автотрейд-Липецк», «Автотрейд-Сочи», «Автотрейд-Краснодар» и «Автотрейд-Новороссийск». У госпожи Лещенко во всех этих компаниях по 20%, у господина Смолькина — по 80%, свидетельствуют данные системы «СПАРК-Интерфакс».
Во всех четырех городах юрлица зарегистрированы по тем же адресам, что и действующие автосалоны BMW. В Липецке «Автотрейд» был зарегистрирован по адресу, где пока продолжает работать салон под брендом «Модус». В Новороссийске новое юрлицо зарегистрировано по адресу дилера BMW «Ника моторс». В Сочи и Краснодаре с начала января автосалоны «Модуса» по этим адресам провели ребрендинг — сменили название на «Атлас».
«Атлас» — это новый бренд, под которым владельцы «Модуса» планируют продолжить продажи BMW, избежав сопутствующих банкротству исторических юрлиц рисков, пояснили “Ъ-Черноземье” два источника на профильном рынке. Алексей Лещенко заявил “Ъ-Черноземье”, что не в курсе регистрации его дочерью четырех компаний и не знает, кто такой господин Смолькин. На вопрос, относятся ли салоны «Атлас» к его бизнес-интересам, он не ответил.
Гендиректор сочинского автосалона «Атлас» Сергей Атрашкин, по данным «СПАРК-Интерфакс», также возглавляет ООО «Автотрейд-Сочи». В других трех «Автотрейдах» гендиректором выступает Игорь Смолькин. Связаться с ним не удалось, по телефону ООО «Автотрейд-Липецк», единственного из четырех юрлиц с контактными данными в ЕГРЮЛ, ответил человек, заявивший, что не знаком с господином Смолькиным и не связан с компанией.
В «Сбербанк капитале», структуре банка по управлению проблемными активами, не ответили на запрос “Ъ-Черноземье” о том, представляет ли Игорь Смолькин в этих юрлицах интересы Сбербанка. Напомним, общая сумма претензий банка к дилерской группе «Модус» достигает 2,9 млрд руб. Такую сумму требований заявила дочерняя структура Сбербанка ООО «СБК Геофизика» в банкротстве головного юрлица дилера ОАО «Модус». В отношении компании сейчас введена процедура наблюдения.
Накануне «Сбербанк лизинг» сообщил о старте программы «особых условий» продажи всего модельного ряда BMW. По словам директора департамента региональной сети лизинговой компании Ольги Кирилловой, структура Сбербанка «вошла в категорию партнеров BMW, которым предоставляются специальные условия сотрудничества»: «По итогам 2019 года марка BMW стала лидером продаж в сегменте автомобилей премиум-класса, и мы надеемся, что наши клиенты по достоинству оценят дополнительные ценовые и сервисные преимущества, которыми смогут воспользоваться на протяжении года».
«Атлас» также был одним из претендентов на замену «Модуса» в продажах BMW в Воронеже. Автопроизводитель выбирал нового дилера из-за риска банкротства прежнего. И одним из вариантов, которые, по данным “Ъ-Черноземье”, рассматривал BMW, было продолжение работы салона «Модуса» под новым брендом и с новым юрлицом. Но статус дилера получила торгующая BMW в Нижнем Новгороде и Перми компания «Автомобили Баварии», сообщил “Ъ-Черноземье” ее совладелец Дмитрий Колыванов. Он уточнил, что юрлицом дилера будет ООО «Автомобили Баварии Юг». Эта компания, по данным «СПАРК-Интерфакс», не имеет связей с бенефициарами «Модуса».
Еще одним претендентом на этот статус была местная группа «Аврора авто» (дилер Mercedes Benz, Porsche, Nissan, Volkswagen в Воронеже,а также BMW и Mercedes Benz — в Белгороде). Там ранее говорили “Ъ-Черноземье”, что заинтересованы работой с BMW в Воронеже, но из-за рисков банкротства не хотели бы представлять бренд в тех же автосалонах на Московском шоссе, что и ранее «Модус». «Автомобили Баварии» же готовы продолжать работу по прежнему адресу.
Примечательно, что посетители воронежского сайта «Модуса» сейчас перенаправляются на сайт «Атласа». Там сообщается, что дилер предлагает купить BMW не только в Сочи и Краснодаре, где уже работают его салоны, но и в Новороссийске и Воронеже, где их нет. В BMW Group Россия сказали “Ъ-Черноземье”, что это «скорее всего ошибка кэша веб-страницы». Работу «Автомобилей Баварии» в регионе автопроизводитель комментировать не стал.
Партнер юридической компании «Нафко» Павел Иккерт предупреждает, что у новых юрлиц автосалонов все равно сохраняются риски ответственности по долгам старых. По его словам, так как Дарья Лещенко ранее была гендиректором банкротящегося ОАО «Модус», ее возможно привлечь к субсидиарной ответственности. «Физлицо в этом случае отвечает по долгам компании всем своим имуществом, вне зависимости от сроков его приобретения, в том числе и долями в компаниях. В этом случае они могут быть включены в конкурсную массу банкротящейся компании,— предупредил господин Иккерт.— Судебная практика последних лет складывается так, что требования о привлечении менеджеров к субсидиарной ответственности подаются в абсолютном большинстве случаев, и большая их часть судом удовлетворяется».
Аналитик «Алора» Алексей Антонов счел актуальным решением вывод из банкротства в новые юрлица именно автосалонов BMW. «Это бизнес- и премиум-сегмент, который, в отличие от массового рынка бюджетных авто, развивается по обособленному сценарию. При стагнации рынка в целом продажи BMW за 2019 год выросли на 17%. Поэтому решение о регистрации “чистых” по репутации и долгам юрлиц для продолжения по сути того же самого бизнеса — вполне логичная стратегия»,— заключил эксперт.
Ссылка на публикацию: https://www.kommersant.ru/doc/4251433