До суда
С 1 января 2014 года налогоплательщикам вменяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»). Ранее досудебный порядок был обязателен только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятых на основании ст. 101 НК РФ.
При этом новая норма не распространяется на ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, которые могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ), а также на ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц, которые могут быть обжалованы только в судебном порядке (абз. 4 п. 2 ст. 138 НК РФ).
Также с 2014 года при проведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика пояснения, обосновывающие изменения показателей декларации (расчета), которые необходимо представить в налоговый орган в течение пяти рабочих дней (абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ).
Ранее налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку декларации, мог истребовать у налогоплательщика пояснения в случаях: выявления ошибки в налоговой декларации (расчете); противоречия в сведениях, которые содержатся в представленных документах; несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, которые имеются у налогового органа и получены им в ходе мероприятий налогового контроля.
В отношении декларации (расчета) с заявленной суммой убытка в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки данной декларации налоговый орган с 2014 года также вправе потребовать от налогоплательщика пояснения, обосновывающего размер указанного убытка.
Вместе с пояснениями налогоплательщик имеет право дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, иные документы, которые подтверждают достоверность данных, внесенных в декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ).
В случае если уточненная декларация (расчет) с уменьшенной суммой налога к уплате будет представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи соответствующей декларации (расчета), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение показателей декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).
Это касается и представленной по истечении указанного срока уточненной декларации, в которой увеличена сумма полученного убытка (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).
О счетах
С 2014 года стало невозможным открыть новый счет в другом банке в случае приостановления операций по счетам (п. 12 ст. 76 НК РФ). Ранее соответствующий запрет распространялся лишь на тот банк, в котором был открыт заблокированный счет.
В свою очередь, порядок информирования банков о блокировке счета конкретного налогоплательщика будет утвержден ФНС России по согласованию с Банком России.
С 2 мая 2014 года организации и индивидуальные предприниматели больше не обязаны сообщать в инспекцию об открытии (о закрытии) счетов, в том числе лицевых, и о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств (утратили силу подп. 1 и 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).
В этом свете также утратила силу ст. 118 НК РФ, предусматривающая ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии (о закрытии) счета в банке.
Зато с 1 июля 2014 года теперь банки будут обязаны сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, об изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями! Это правило касается также открытия или закрытия вкладов (депозитов) (п. 1 ст. 86 НК РФ).
Ответственность
Изменения затронули положения, касающиеся ответственности за те или иные правонарушения. Так, с 1 января 2014 года изменена ст. 119 НК РФ, которая устанавливает ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации. Из пункта 1 рассматриваемой статьи исключено указание на субъекта правонарушения – налогоплательщика.
Иными словами, с 1 января 2014 года по ст. 119 НК РФ могут быть оштрафованы в том числе налоговые агенты по НДС или лица, не являющиеся плательщиками НДС (в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога).
Ранее, до внесения изменений, суды придерживались мнения, что привлечение налоговых агентов к ответственности по ст. 119 НК РФ неправомерно (постановления ФАС ВСО от 10.05.2007 № А78-7944/06-С2-8/439-Ф02-2657/07, ФАС СЗО от 07.05.2007 № А56-24960/2005). За непредставление декларации налоговый агент должен был нести ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ (Постановление ФАС УО от 25.06.2008 № Ф09-4562/08-С2 (Определением ВАС РФ от 26.11.2008 № ВАС-12243/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).
При этом штраф, предусмотренный ст. 119 НК РФ, выше штрафа, установленного ст. 126 НК РФ.
С 1 января 2014 года разграничена ответственность по ст. 126 и 129.1 НК РФ при непредставлении документов и информации контрагентом проверяемого налогоплательщика в порядке ст. 93.1 НК РФ.
Согласно уточненному п. 6 ст. 93.1 НК РФ штраф по ст. 126 НК РФ взимается за непредставление истребованных документов (непредставление в установленные сроки), а по ст. 129.1 НК РФ – за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации.
Ранее в соответствии с п. 6 ст. 93.1 НК РФ непредставление контрагентами документов влекло ответственность только по ст. 129.1 НК РФ, что, однако, не мешало налоговым органам за непредставление документов по требованию, выставленному на основании указанной статьи, привлечь виновных к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ (а не по ст. 129.1 НК РФ, как это было прямо указано в п. 6 ст. 93.1 НК РФ).
Стоит отметить, что, несмотря на прямое указание в п. 6 ст. 93.1 НК РФ на применение ст. 129.1 НК РФ, судебная практика по данному вопросу складывалась неоднозначно. Но уже с 1 января 2014 года рассматриваемый вопрос разрешился на законодательном уровне.
К тому же, начиная с 2014 года к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ можно привлекать не только организации, но и физические лица (в том числе предпринимателей). Ранее подобное не допускалось.
С 1 января 2014 года из ст. 120 НК РФ, которая устанавливает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, также исключено указание на субъект правонарушения.
Ранее по данной статье можно было оштрафовать только организацию. Начиная с 1 января 2014 года к ответственности по ст. 120 НК РФ можно привлечь как предпринимателей, так и нотариусов, адвокатов.
Особенная часть НК РФ
Что касается особенной части НК РФ, то ее некоторые положения также претерпели изменения.
С 1 января 2014 года при совершении операций, которые не облагаются НДС согласно ст. 149 НК РФ, нет необходимости выставлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж (п. 5 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ).
С 2014 года плательщикам НДС (в том числе являющимся налоговыми агентами) вменяется обязанность представлять в налоговый орган декларации по данному налогу только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).
При этом с 2014 года декларацию по НДС должны представлять в том числе лица, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога. Подавать ее нужно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).
В отношении налога на прибыль с 1 января 2014 года стал возможен перенос убытков на конец отчетного периода (п. 1 ст. 283 НК РФ).
Подпункт 4 п. 1 ст. 251 НК РФ установил, что доходы, полученные при уменьшении уставного капитала в соответствии с законодательством РФ, в пределах вклада не учитываются в целях налога на прибыль.
Также с начала 2014 года больше не применяется повышающий коэффициент к основной норме амортизации по объектам, используемым в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, принятым на учет с 1 января 2014 года (подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Соответственно это положение не распространяется на объекты основных средств, поставленных на учет до 2014 года, и в отношении них продолжает действовать прежний порядок начисления амортизации с применением повышающего коэффициента.
Законодатели уточнили, что не допускается одновременное применение к основной норме амортизации более одного специального коэффициента (п. 5 ст. 259.3 НК РФ). Ранее подобный запрет носил исключительно рекомендательный характер и содержался в разъяснениях
Минфина России (Письмо от 14.09.2012 № 03-03-06/1/481).
По налогу на имущество организаций с 2014 года налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества может определяться как их кадастровая стоимость (п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ).
Безусловно, это далеко не все изменения, вступившие или вступающие в силу в 2014 году, мы обозначили наиболее знаковые и весомые из них.
Если проследить законотворческую практику, складывающуюся в правовом налоговом поле на протяжении последних лет, то можно сделать вывод, что вступившие в силу, а также грядущие изменения в налоговом законодательстве большей частью направлены на проведение более детального налогового контроля со стороны фискальных органов. Прослеживается ужесточение правил игры как для организаций, так и для физических лиц (например, положения, касающиеся ответственности за налоговые правонарушения).