В последнее время в многочисленных публичных источниках все чаще упоминается о намерении ФНС России усилить меры контроля за соблюдением налогового законодательства физическими лицами (гражданами, индивидуальными предпринимателями). В этой связи фискальный орган предлагает усовершенствовать порядок обмена с кредитными учреждениями информацией о банковских счетах граждан, в том числе привязанных к банковским картам, и о движениях по ним денежных средств.
Встречаются также не вполне корректные высказывания о возможных последствиях такого ужесточения контроля, которые включают в себя необоснованный, безосновательный отъем денежных средств россиян. Подобные предположения не соотносятся с законодательными процедурами привлечения граждан и предпринимателей к налоговой ответственности.
Что уже позволено ФНС
Налоговым контролем признается деятельность фискального органа, то есть ФНС, по надзору за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Проводится он исключительно должностными лицами (сотрудниками налоговых органов) в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, например, в виде проведения экспертиз.
Впрочем, самих видов налоговых проверок, в соответствии с положениями статьи 87 НК РФ, всего два: камеральные и выездные.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся в распоряжении ФНС. Проводится она без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации.
В отличие от камеральной выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика и уже на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении такой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.
Выбор в пользу того иного вида проверки определяется исходя из целей ее проведения. Однако назначение налогового контроля в целом заключается в надзоре за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.
Так вот, в рамках проводимых камеральных и выездных налоговых проверок налоговый орган в настоящее время и такрасполагает достаточными полномочиями по истребованию разъяснений, объяснений и документов, не только у физических лиц, но в том числе и у должностных лиц, контрагентов налогоплательщика, у иных хозяйствующих субъектов и даже у кредитных организаций.
Какие сведения доступны налоговикам
Статьей 86 НК РФ в действующей редакции уже определены полномочия налогового органа и обязанности банков, возникающие в связи с проведением проверок. Так, банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Все эти сведения могут быть запрошены налоговыми органами в случаях:
— проведения налоговых проверок либо истребования документов и информации в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;
— вынесения решения о взыскании налога;
— при вынесении решений о приостановке операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, а также о приостановке переводов электронных денежных средств или об отмене приостановки операций по счетам.