Подготовлены изменения в ТК РФ и Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которым работодатель получит дополнительное основание для расторжения трудового договора по собственной инициативе. Касается это исключительно руководителей федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ либо муниципальных учреждений.
Формулировка подп. 10.1 законопроекта имеет следующую редакцию: «В связи с непредставлением руководителем федерального государственного учреждения, государственного учреждения субъекта Российской Федерации или муниципального учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений…».
На протяжении долгих лет, а отчет можно вести с подписания Б. Ельциным Указа от 04.04.1992 № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», законодатель проводит президентскую политику, нацеленную на противодействие коррупции в органах государственной власти, в судебной системе; на повышение прозрачности бизнеса в целом и работы компаний с государственным участием, субъектов естественных монополий в частности.
Как известно, к настоящему моменту законодатель принял значительное количество нормативно-правовых актов по данной проблематике: федеральные законы от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», а также ряд указов Президента РФ.
Исходя из совокупности всех предпринятых государством мер, по нашему мнению, действия законодателя по предусмотрению ответственности за невыполнение руководителями государственных (муниципальных) учреждений обязанностей по раскрытию информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, как своих, так и членов своей семьи, являются вполне логичными и обоснованными. Это объясняется спецификой должностей. Руководители государственных (муниципальных) учреждений работают по трудовому договору в соответствии с ТК РФ и не относятся к категории гражданских служащих. Соответственно их трудовая деятельность не подпадает под положения Закона № 79-ФЗ, который налагает на государственного служащего довольно существенные ограничения и дополнительные обязанности.
Между тем должность руководителя государственного (муниципального) учреждения предполагает набор прав и обязанностей, присущий исполнительному органу юридического лица, в частности это принятие управленческих решений и распоряжение закрепленным за учреждением имуществом, а также приобретенным им имуществом. Очевидно, что возможная противоправная деятельность руководителя может привести к ухудшению, уменьшению или утрате такого имущества, что является недопустимым.
Кроме того, планируется дополнить ТК РФ ст. 281.1, в которой будут определены основные положения предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера перечисленных выше категорий руководителей. Причем данная информация будет признана конфиденциальной, и за ее разглашение будет предусмотрена ответственность по ТК РФ и другим федеральным законам. К примеру, это не сделано в отношении судей, доходы которых являются общедоступной информацией.
Ввиду вышеуказанных изменений потребовалось внести дополнения и в ч. 1 ст. 8 Закона № 273 ФЗ. Эти дополнения предусматривают ранее не содержащуюся в нем обязанность по раскрытию соответствующей информации рассматриваемой категорией руководителей.
Сложно оспорить, что требование законодателя о раскрытии информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи затрагивают право на тайну частной жизни лица. Тем не менее, ограничения прав и свобод человека и гражданина возможны в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такое положение предусмотрено ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
В завершение, затрагивая тему антикоррупционных мер в законодательстве, можно прогнозировать введение подобных норм и в отношении топ-менеджеров крупных корпораций и компаний с государственным капиталом. Так, Поручение Председателя Правительства РФ «О раскрытии информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера руководящего состава и их родственников», данное в конце 2011 года, вызвало широкий резонанс в юридических кругах. Вокруг него до сих пор продолжаются жаркие споры, ставящие под сомнение вопрос правомерности истребования таких данных, а также налагаемых санкций за их непредставление, вплоть до вынесения взысканий и увольнений. В настоящее время крупные компании урегулировали вышеназванные требования посредством принятия локальных нормативных актов, что, однако, не исключает возможных судебных споров по приведенному основанию в будущем. Так как речь идет о последовательном проведении антикоррупционной политики в крупном бизнесе, безусловно, вопрос раскрытия информации о доходах, имуществе руководителей и их родственников должен быть урегулирован законодателем на федеральном уровне.