×
Заказать бесплатную консультацию
Ваше имя
Ваш телефон
Отправить
«Суды разрешили бизнесу финансировать науку». Статья эксперта: Ирина Мостовая, партнер компании «НАФКО-Консультанты» для Legal Report

БЕЗ ПРИВЯЗКИ К РЕЗУЛЬТАТУ

С 2011 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ (Закон о науке) и Налоговый кодекс РФ. Они направлены на упорядочение деятельности и системы фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, установление особенностей их правового статуса и организационной структуры, определение требований к отбору фондами финансируемых проектов, прояснение критериев предоставления налоговых льгот и пр. Комплекс поправок, среди прочего, был нацелен и на установление возможности создания фондов НИОКР непосредственно юридическими и физическими лицами, а также на обеспечение эффективного администрирования налоговых льгот, а именно на возможность их реального применения.

Так, в соответствии с новой редакцией положений пп. 6 п. 3 ст. 262 Налогового кодекса к расходам на НИОКР относятся, в том числе, отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Законом о науке, в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ. Согласно п. 6 ст. 262 НК РФ расходы налогоплательщика на НИОКР, предусмотренные пп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ, признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были произведены соответствующие расходы. Положения Налогового кодекса не содержат иные ограничения по признанию расходов на НИОКР, в частности, отсутствует указание на возможность учета подобных расходов только при получении фондами какого-либо результата НИОКР.

Таким образом, положения Налогового кодекса позволяют налогоплательщику учесть расходы на НИОКР, осуществленные в форме отчислений на формирование фондов НИОКР, единовременно, без привязки к конкретному (в т. ч. положительному) результату разработок, а также промежутку времени между перечислением денежных средств и направлением их на конкретные исследования.

Из содержания пп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ не следует, что в целях применения данной нормы права должен быть положительный эффект от использования результатов НИОКР, финансируемых за счет отчислений в такого рода фонды. При этом как действующее законодательство, так и сложившаяся судебная практика единообразно понимают, что из самого понимания научных исследований и опытно-конструкторских разработок их результат может быть отдаленным. Более того, такого результата может не быть вообще. Цель рассматриваемой нормы права не в получении конкретного результата, а в развитии научной, научно-технической и инновационной деятельности государства через деятельность соответствующих фондов.

Аналогичным образом действующим законодательством право на учет отчислений на формирование фондов поддержки НИОКР не ставится в зависимость от сферы деятельности организации и таких фондов. Единственным источником средств на содержание фондов и ведение ими уставной деятельности являются отчисления на их формирование, при этом круг лиц, имеющих право на такие отчисления, законом не ограничен.

Также нельзя забывать, что в соответствии с положениями ст. 7 и 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд является самостоятельным юридическим лицом, имеющим в собственности имущество, в т. ч. в виде денежных средств, поступивших в качестве добровольных взносов. Организации после перечисления денежных средств на деятельность фондов НИОКР не имеют каких-либо прав ни на перечисленные денежные средства (которые становятся собственность фонда), ни тем более на результаты НИОКР (собственником которых также становится фонд).

ОБОСНОВАННЫЕ РАСХОДЫ

В рассмотренных судами спорах по данной проблематике налоговые органы обосновывали неправомерность несения налогоплательщиками расходов на формирования фондов НИОКР тем, что такие расходы не являются экономически обоснованными для организаций, особенно в ситуации, когда основной вид деятельности организации никак не связан с той отраслью, которую финансирует фонд НИОКР. Однако подобные выводы налоговых органов противоречат действующему законодательству.

Во-первых, отчисления на формирование фондов НИОКР являются особым видом расходов, порядок учета которых урегулирован отдельной нормой – ст. 262 НК РФ. Таким образом, расходы, предусмотренные ст. 262 НК РФ, полностью соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ в части документальной подтвержденности (должны иметь место первичные документы, подтверждающие основание и размер расходов) и экономической оправданности (которая презюмируется в силу прямого упоминания законодателем в ст. 262 НК РФ о возможности учета такого рода расходов для целей налогообложения прибыли). Следовательно, сам факт включения законодателем специальной нормы в Налоговый кодекс подтверждает экономическую оправданность несения такого особого вида расходов.

Во-вторых, финансирование научной деятельности (в т. ч. путем отчислений на формирование фондов НИОКР) осуществляется на основании положений действующего законодательства, в частности, п. 1 ст. 15 Закона о науке, согласно которому финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования и может осуществляться Российской Федерацией, субъектами РФ, а также физическими лицами и юридическими лицами способами, не противоречащими законодательству РФ и законодательству субъектов РФ.

В-третьих, практически всегда право на участие компании в научной деятельности фиксируется в ее уставе, что также позволяет на абсолютно законных основаниях нести соответствующие расходы.

УСЛОВИЕ СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ

Решение представителей крупного бизнеса о направлении денежных средств в фонды НИОКР основано на необходимости увеличения внебюджетного финансирования НИОКР, которая задекларирована на самом высоком уровне и направлена на повышение интенсивности инновационной деятельности.

В связи с секвестром бюджета на федеральном уровне особенно актуальным является наличие источников внебюджетного финансирования инновационной деятельности, в т. ч. через отчисление в фонды НИОКР. Однако существование риска предъявления необоснованных претензий налоговых органов по аналогичным основаниям будет являться стоп-фактором для организаций, желающих осуществлять соответствующее финансирование. Следовательно, призывы о необходимости перевода экономики на инновационный путь развития не смогут получить должной поддержки со стороны крупных бизнес-структур.

Таким образом, компании, которые принимают активное участие в реализации государственной программы по переходу на внебюджетное финансирование НИОКР, обоснованно имеют право на применение соответствующих преференций, предусмотренных действующим налоговым законодательством именно для такой категории организаций.

Фактически претензии налоговых органов означают, что финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации не является экономически обоснованными расходами для организаций. Между тем, получение отчислений в такого рода фонды от ряда крупных компаний, особенно с учетом текущей экономической ситуации, создает реальную возможность функционирования таких фондов, а значит – запуска проектов НИОКР.

Автор: Ирина Мостовая, партнер юридической компании «НАФКО-Консультанты».

Получить бесплатную консультацию

Отзывы о нас

Наши достижения

Компания «НАФКО» отмечена как приоритетная при сотрудничестве и рекомендована к программе «Лучшее предприятие отрасли 2020»
Компания «НАФКО» заняла 36 место в рейтинге 100 лучших юридических компании Росси, по версии делового интернет-журнала White Square Journal
Юридическая фирма «НАФКО» вновь отмечена Chambers and Partners Europe 2020 в категории Energy & Natural Resources
Юридическая компания ,,НАФКО,, отмечена международным рейтингом Chambers Europe 2019, раздел Energy & Natural Resources
По результатам международного рейтинга Chambers Europe 2018 юридическая компания «НАФКО» рекомендована в разделе Energy & Natural Resources. В 2017 году компания была отмечена в разделе «Разрешение споров» (Dispute Resolution: Domestic).
Новый корпоративный сайт «НАФКО» занял 2-ое место в номинации «Самый полезный сайт юридической фирмы – 2017» по версии журнала Legal Insight.
Юридическая компания «НАФКО» на протяжении нескольких лет является лидером рейтинга Право.ru-300 по направлениям «Налоговое право и налоговые споры», «Арбитражное судопроизводство».
Международный рейтинг IFLR1000 рекомендует юридическую компанию «НАФКО» в области «Энергетика и инфраструктура».
В рамках проведенного ИД «КоммерсантЪ» исследования юридического бизнеса в 2016 г. компания «НАФКО» отмечена в рейтинге лучших отраслевых практик в разделе «Электроэнергетика», а также в рейтинге лучших юридических практик в разделе «Разрешение налоговых споров».
Юридическая компания«НАФКО» с 2015 года является членом Палаты налоговых консультантов.
Юридическая компания «НАФКО» получила награду International Star for Leadership in Quality Award, учрежденную независимой компанией Business Initiative Directions, за выдающиеся успехи в бизнесе, высокий уровень мастерства и флагманские позиции в области качества.
Юридическая компания «НАФКО» удостоена статуса «Лидер России 2013», заняв 11-е место в ТОП-50 предприятий-лидеров деятельности в области права по данным Национального бизнес-рейтинга.
Юридическая компания «НАФКО» стала победителем всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций России - 2012», организованного Международным форумом «Инновации и Развитие», в номинации «Лучшее предприятие в сфере оказания правовых услуг в области энергетики».

Наши клиенты