С 2004 года налогоплательщикам по налогу на имущество пунктом 11 статьи 381 НК РФ предоставлена льгота в отношении находящегося на балансе имущества, которое поименовано в Постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 504[1]. Данная льгота предоставляется всем без исключения организациям (энергетика, металлургия, транспорт, легкая промышленность и т.п.). С 1 января 2013 года данная льгота сохранилась, но уже не в виде освобождения от налогообложения среднегодовой стоимости основных средств согласно Перечню № 504, а в виде предоставления права на применение пониженных налоговых ставок при налогообложении.
Применительно к сфере электроэнергетики, указанная налоговая льгота была предоставлена в отношении всех без исключения энергетических компаний, на балансе которых находится льготируемое оборудование, безотносительно принадлежности этих компаний к генерирующим, передающим электроэнергию по линиям электропередач (сетевым компаниям) или сбытовым.
Это объясняется тем, что технологический процесс выработки, передачи и потребления электроэнергии является единым и одномоментным процессом, а основные средства электростанции участвуют, в том числе, и в процессах передачи электроэнергии.
В период с предоставления законодателем данной льготы и до 2013 года сложилась понятная и единообразная практика налоговых органов и судов, согласно которой льгота по налогу на имущество предоставляется всем без исключения субъектам электроэнергетики.
Однако на практике, начиная с 2014 года, в отсутствие изменений в налоговом законодательстве по применению данной льготы, налоговые органы стали исходить из права на льготу лишь «избранных» субъектов энергетики – передающих электроэнергию организаций, с чем без наличия весомых аргументов стали соглашаться арбитражные судебные инстанции, в отсутствие разъяснений по данному вопросу со стороны высших судебных инстанций.
Таким образом, субъекты – производители электроэнергии, на которых предусмотренная законом льгота, безусловно, распространяется, фактически оказались лишенными права на гарантированную государством льготу.
«Хотелось бы особо отметить, что ничем не продиктованные «колебания» арбитражной судебной практики, вытекающие из претензий налоговых органов, крайне негативно влияют на отрасль в целом, а именно на возможность и сроки реализации компаниями как инвестиционных программ (строительство новых энергообъектов, модернизации производства), так и социальных проектов.
Самое главное, что неправомерное увеличение налоговой нагрузки учитывается при утверждении тарифов на электроэнергию, что напрямую оказывает влияние на конечного потребителя» – Ирина Мостовая, главный юрист практики налогового права.
[1]Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 504«О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов» (п. 11 ст. 381 НК РФ)
Автор: Максим Волобоев, Заместитель руководителя практики налогового права.