×
Заказать бесплатную консультацию
Ваше имя
Ваш телефон
Отправить
Ласточки требуют тюнинга. Комментарий Павла Иккерта, партнера «НАФКО», для «Коммерсант»

Пассажирские перевозки.

Агрегаторы такси появились на российском рынке около 15 лет назад, однако широкую популярность получили не так давно. В последние пару лет их названия все чаще звучат в СМИ в контексте происшествий, а сами водители нередко жалуются на монопольность рынка. Эксперты уверены, что готовящийся ко второму чтению законопроект пойдет на пользу сфере, однако приведет к росту цен на услуги такси.

Закон выходит на второй круг

Сейчас в России нет профильного закона, который бы регулировал деятельность такси, а тем более агрегаторов. Однако в прошлом году несколько депутатов «Единой России», среди которых председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков и председатель комитета по транспорту и строительству нижней палаты парламента Евгений Москвичев, внесли в Госдуму законопроект «О госрегулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси».

Самая большая часть законопроекта посвящена агрегаторам такси. По словам Вячеслава Лысакова, они «кардинально изменили отрасль»: снизили цены на рынке и повысили качество услуг. Парламентарии предлагают выдавать разрешения таксистам на срок от пяти лет, отменить обязательную цветовую гамму кузова. Кроме того, водители должны иметь для работы стаж не менее трех лет, а таксопарки — проводить предрейсовый контроль автомобилей.

При подготовке ко второму чтению к законопроекту возникло немало претензий. Так, в Государственно-правовом управлении администрации президента полагают, что документ в представленной редакции не может быть рекомендован к принятию, поскольку это ограничит рынок агрегаторов такси и приведет к росту цен. В частности, в ведомстве считают, что законопроект не содержит четких требований в части безаварийного опыта езды, а требования о наличии у водителя российского гражданства и водительских прав противоречат закону «О безопасности дорожного движения»: запрет осуществлять предпринимательскую деятельность с иностранными правами не распространяется на граждан государств, где русский язык закреплен в качестве официального.

Застрахуй меня частично

В прошлом году суд впервые привлек агрегатора такси к ответственности, обязав ООО «Такси Престиж» выплатить родственникам погибшей в аварии женщины около 700 тыс. рублей. Это был первый случай, когда суд признал агрегаторов такси стороной договора перевозки,— это означает, что в случае ДТП они несут такую же ответственность, как водители, и обязаны возместить ущерб пострадавшим. «Принимая заказ от пассажира, ООО “Такси Престиж” фактически приняло на себя обязательство по оказанию услуги перевозки и давало клиенту информацию о предоставляемых им услугах (марке машины, времени прибытия), что позволяло пассажиру рассчитывать на перевозку пассажиров такси технически исправным автомобилем и компетентным водителем»,— поясняет решение суда старший юрист Bryan Cave Leighton Paisner Russia Инна Неминущая. Аргумент о том, что ООО «Такси Престиж» было только «информационным посредником», собирающим информацию о клиентах и размещающим ее в доступной для всех водителей системе, не стал основанием для освобождения организации от ответственности.

По словам Инны Неминущей, судебная практика за 2019 год показывает, что тенденция привлечения судами к ответственности агрегаторов такси наряду с водителями, собственниками транспортных средств и/или страховыми компаниями за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, все-таки складывается. Например, в апреле Мосгорсуд взыскал с «Яндекс.Такси» почти 300 тыс. рублей по аналогичной с «Такси Престиж» ситуации.

Юристы напоминают, что сегодня в России не действует никаких правил по обязательному страхованию пассажиров такси, поскольку закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» на них не распространяется. «Единственной гарантией компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира в случае ДТП с такси, является самый обычный полис ОСАГО, лимит выплат по которому — 500 тысяч рублей»,— поясняет партнер юридической компании «НАФКО» Павел Иккерт. Инна Неминущая замечает, что этот вопрос не был решен на страницах нового законопроекта.

«Сегодня крупнейшие агрегаторы предоставляют услугу добровольно-обязательного страхования пассажира: отказаться от нее в большинстве случаев нельзя, услуга предоставляется при осуществлении заказа такси, хотя большинство пассажиров вообще не догадывается о ее существовании. Никаких законодательно закрепленных механизмов защиты интересов клиентов этих агрегаторов как не было, так и нет»,— говорит Павел Иккерт.

Безопасно мы поедем

Один из крупнейших агрегаторов, «Яндекс.Такси», на своем сайте рассказывает о девяти мерах безопасности. В компании утверждают, что они занимаются мониторингом манеры и скорости вождения водителей. Так, если водитель регулярно превышает скорость на 20 км/ч и больше, ему приходит предупреждение. Если после нескольких предупреждений водитель продолжает ездить слишком быстро, алгоритм закрывает ему доступ к заказам сервиса. То же самое происходит, если система замечает у водителя неаккуратные случаи вождения: резкие торможения, ускорения и повороты. Однако на сайте не указано, сколько именно предупреждений нужно получить для того, чтобы доступ к приложению для водителя был закрыт.

Все пассажиры и водители «Яндекс.Такси» во время поездки застрахованы на 2 млн рублей. «Страхование действует с момента нажатия водителем кнопки “В пути” и прекращается после закрытия поездки. Застрахованных пассажиров не может быть больше, чем посадочных мест в автомобиле»,— уверяют в компании. Также в «Яндекс.Такси» предлагают опцию «доверенные контакты», которая доступна в приложении. Если в поездке что-то случится, при нажатии на кнопку «Попросить связаться со мной» геолокация автоматически отправится по SMS.

Агрегаторы Bolt, Gett и «Ситимобил» не рассказывают об организации системы безопасности на своих сайтах так подробно, ограничиваясь общими формулировками: «При малейшем нарушении качества и уровня обслуживания провинившийся водитель автоматически отключается от системы» или «Мы предъявляем высокие требования к таксопаркам партнеров, все водители проходят обучение и аттестацию, автомобили проверяются на соответствие стандартам». Порядок выбора таксистов в компаниях примерно одинаковый: это беседы, тестирования, проверка всех необходимых документов.

Одна из главных претензий к такси в их нынешнем виде — большое количество «нелегалов». На ноябрьском заседании Московской торгово-промышленной палаты обсуждалась статистика вождения без разрешений в разных агрегаторах. По представленным данным, почти у трети проверенных такси не оказалось разрешения, а главным нарушителем оказался агрегатор такси «Максим»: более чем у 90% проверенных машин разрешения не оказалось. Лучше всего обстоят дела у «Яндекс.Такси» и Uber. В их случаях процент «нелегалов» в штате равен примерно 6% и 3% соответственно.

Шашечный протест

После прихода на рынок агрегаторов таксисты начали жаловаться на монополизацию сферы, снижение заработных плат, а некоторые — на профессиональные стандарты. Устанавливаемые цены уже не раз становились поводом для забастовок таксистов в разных регионах страны. Один из самых крупных протестов прошел 10 апреля прошлого года: водители на протяжении всего дня не запускали приложения, работая исключительно с заказами местных диспетчерских служб. Водителей, которые отказались бастовать, заваливали фейковыми заказами сами протестующие, отправляя их в наиболее отдаленные места городов. В Москве несколько тысяч таксистов собирались в разных точках, сигналя и привлекая к себе внимание. Подобные, однако менее многочисленные акции проходят регулярно по всей стране.

В ноябре в Госдуме даже предложили ввести региональные квоты на количество разрешений для таксистов. Заместитель председателя комитета по транспорту и строительству Александр Старовойтов считает, что это обеспечит водителям достойный заработок и повысит безопасность поездок. Однако и такое предложение в среде водителей восприняли критически. Очередная протестная акция таксистов прошла в начале декабря.

В колесо с будущим

Глава общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что сейчас агрегаторы применяют недостаточные меры для обеспечения безопасности пассажиров: «Необходимо более системно следить за выходом водителя в рейс, проверять его во время рабочего дня, обеспечивать пассажира “красной кнопкой”, чтобы подать сигнал, если водитель будет применять по отношению к нему силу или грубость. Агрегаторы уже сейчас могут ввести экзамен на знание языка и города, навыки вождения и не только, все это будет способствовать повышению безопасности в данной сфере»,— полагает он. Среди обязательных составляющих законопроекта о регулировании рынка такси эксперт видит повышение требований к водителям: «Выдача разрешений должна распространяться не только на автомобиль, но и на физическое лицо. В этой сфере должны работать водители с российским водительским удостоверением. При возникновении ДТП должен быть понятный порядок действий по получению компенсации. Кроме того, следует создать национальную систему по контролю за работой такси и вести федеральный реестр выданных разрешений, чтобы при отсутствии водителя в этой базе агрегатор не смог подключить его к работе»,— уверен Илья Зотов.

Председатель координационного совета профсоюза «Таксист» Андрей Попков говорит, что сейчас водителей агрегаторов не устраивает отсутствие ответственности, трудовых прав и профессиональных стандартов в отрасли, низкая безопасность труда, а также высокий процент агрегаторов на рынке. По его мнению, таксопарки все так же криминальны, поскольку сдают в аренду автомобили физическим лицам, что запрещено. И новый закон, по словам Андрея Попкова, упорядочит рынок агрегаторов: «Они должны нести полную ответственность наравне с другими участниками таксоперевозок».

Инна Неминущая считает, что принятие законопроекта пойдет на пользу рынку легкового такси, однако замечает: говорить о последствиях такого решения пока рано. В готовящемся законопроекте она обращает внимание на требования к службам заказа легкового такси. Агрегаторы должны будут обрабатывать информацию о заказе с использованием баз данных, находящихся на территории России. К первому дню работы на своем сайте им надо будет разместить информацию о размере тарифов на перевозку, установленных фрахтовщиками, заключившими договоры со службой заказа легковых машин. «Это требование с учетом информационного характера деятельности службы заказа такси, по сути, лишает возможности агрегатора устанавливать единые тарифы на услуги. В силу того что каждый фрахтовщик будет устанавливать свою стоимость, потенциально она может существенно вырасти для пассажиров»,— замечает юрист. С ней солидарен Павел Иккерт, считающий, что на пользу агрегаторам пойдет введение института обязательного страхования в этой сфере.

Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/4190354

Получить бесплатную консультацию

Отзывы о нас

Наши достижения

Компания «НАФКО» отмечена как приоритетная при сотрудничестве и рекомендована к программе «Лучшее предприятие отрасли 2020»
Компания «НАФКО» заняла 36 место в рейтинге 100 лучших юридических компании Росси, по версии делового интернет-журнала White Square Journal
Юридическая фирма «НАФКО» вновь отмечена Chambers and Partners Europe 2020 в категории Energy & Natural Resources
Юридическая компания ,,НАФКО,, отмечена международным рейтингом Chambers Europe 2019, раздел Energy & Natural Resources
По результатам международного рейтинга Chambers Europe 2018 юридическая компания «НАФКО» рекомендована в разделе Energy & Natural Resources. В 2017 году компания была отмечена в разделе «Разрешение споров» (Dispute Resolution: Domestic).
Новый корпоративный сайт «НАФКО» занял 2-ое место в номинации «Самый полезный сайт юридической фирмы – 2017» по версии журнала Legal Insight.
Юридическая компания «НАФКО» на протяжении нескольких лет является лидером рейтинга Право.ru-300 по направлениям «Налоговое право и налоговые споры», «Арбитражное судопроизводство».
Международный рейтинг IFLR1000 рекомендует юридическую компанию «НАФКО» в области «Энергетика и инфраструктура».
В рамках проведенного ИД «КоммерсантЪ» исследования юридического бизнеса в 2016 г. компания «НАФКО» отмечена в рейтинге лучших отраслевых практик в разделе «Электроэнергетика», а также в рейтинге лучших юридических практик в разделе «Разрешение налоговых споров».
Юридическая компания«НАФКО» с 2015 года является членом Палаты налоговых консультантов.
Юридическая компания «НАФКО» получила награду International Star for Leadership in Quality Award, учрежденную независимой компанией Business Initiative Directions, за выдающиеся успехи в бизнесе, высокий уровень мастерства и флагманские позиции в области качества.
Юридическая компания «НАФКО» удостоена статуса «Лидер России 2013», заняв 11-е место в ТОП-50 предприятий-лидеров деятельности в области права по данным Национального бизнес-рейтинга.
Юридическая компания «НАФКО» стала победителем всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций России - 2012», организованного Международным форумом «Инновации и Развитие», в номинации «Лучшее предприятие в сфере оказания правовых услуг в области энергетики».

Наши клиенты